Эгоизм двигатель прогресса: Эгоизм как двигатель прогресса

Эгоизм как двигатель прогресса

Содержание

  1. Эгоизм — двигатель, с доп
  2. uchvatovsb
  3. Записки о жизни. Кое-что интересное
  4. Эгоизм и зависть как двигатели прогресса
  5. Эгоизм – двигатель мирового прогресса. Доводы от Айн Рэнд
  6. Эгоизм — двигатель прогресса. Или почему без него не достигнуть успеха
  7. Почему эгоизм двигатель прогресса
  8. Какэгоизм развивает бизнес

Эгоизм — двигатель, с доп

Прежде всего, эгоизм человека проявился в желании познать окружающий мир с тем, чтобы более эффективно использовать его дары и обеспечить себе благополучное существование. Со временем желание познать и обеспечить себя стали возрастать и превратились также и в желание властвовать над другими. Появилась и узурпация власти. Все эти желания и возможности их осуществления преобладали у мужчин. Это было связано с обладанием у них большей физической силой, что впоследствии стало действовать также и совместно с большими боевыми навыками и знаниями. Таким образом, эгоизм стал главной движущей силой человеческого прогресса.

Жажда обладать большей силой, знаниями, богатством и властью достаточно легко превратились впоследствии в элементарную жадность обладания, которая, естественно, приводила и к междуусобицам, и к войнам. Последствием самой жадности стали самые большие пороки, которые особенно проявляются именно в последние времена. Поначалу жадность (точнее – эгоизм) губит миллионы людей в войнах, а затем он одновременно проявляется и в других, не менее деструктивных вариантах – уничтожение окружающей среды и всего человечества.

Лишенные совести обладатели богатства и власти одурачивают нас, бросая очередную клевую лапшу или восторженную развлекуху. И все это – ради своей сиюминутной наживы. Одним из примеров этого служит фальшстарт демократии в неподготовленном к нововведению мире (чтобы удобнее было забирать его природные богатства), что уже привело и еще более приведет к массовому самоистреблению людей и это не ограничится лишь Евро-Азиатским подбрюшьем. Доберутся и повыше…

А вот и другие аналогичные примеры в несколько другом исполнении – уже на внутригосударственном уровне. Здесь и убивающие Природу могущественные добывающие и промышленные кланы, а также и убивающие людей, современные мощные медицинские. Их объединяет лютая ненависть к мешающим им грабить простым нововведениям, с которыми пока им удается весьма успешно бороться. Происходит это благодаря попустительству ограбленного и обманутого населения, а зачастую и благодаря лености многих пошевелить мозгами. Уши развесить гораздо легче.

Вот один из многих примеров, скрывающих простые способы лечения таких опасных заболеваний, как рак (см. в интернете «Рак излечим доктор Симончини»). А ведь сколько людей страдали, мучились и умирали и скольким это еще предстоит. Имеются многочисленные аналогичные примеры и из области энергетики, экологии и транспорта, а также и в других областях науки и техники.

Сказанное свидетельствует о том, что нам всем следует осознать – от прежнего эгоизма настало время переходить к альтруизму (доброжелательности, взаимопомощи) и чем раньше мы это сделаем,, тем лучше. Дело здесь в том, что сегодня эгоизм, как двигатель прогресса, уже давно достиг своего максимума и стал развиваться в противоположном направлении. Он, как раковая опухоль, стал двигателем ко всеобщему уничтожению, а оскорбленная и поруганная таким развитием Природа не пощадит ни саму опухоль, ни смирившихся с ней носителей.

Источник

uchvatovsb

Записки о жизни. Кое-что интересное

Эгоизм и зависть как двигатели прогресса

Зависть и эгоизм (условно — гордыня) считаются одними из главных грехов человечества. Большинство людей непреклонно скажут, что быть эгоистом плохо и завидовать тоже плохо. Это даже если они и к религии негативно относятся. Но есть и другое мнение. Эгоизм и зависть — плохо не всегда. А иногда именно эти состояния способны менять мир и человека к лучшему.

Разберемся в понятиях. Эгоизм определяется как поведение, которое регулируется мыслью о собственной выгоде. Это все понятно. А есть еще «теория разумного эгоизма» — весьма здравая, кстати. Каждый из нас стремится прежде всего к пользе для себя. Это нормальное стремление человека, поскольку это заложено в его природе. И если мы имеем в виду здравый эгоизм, не выходящий за пределы разумного, то ничего плохого нет. Подумайте, сколько знаменитых ученых, писателей, режиссеров, музыкантов сделали полезного и хорошего для этого мира, исходя из эгоистических побуждений? Известный факт: многие гении обладали скверным характером, были жуткими инфантилами и эгоистами. Но они меняли и меняют мир. Конечно, есть в мировой истории и другие примеры — абсолютного отрешения и альтруизма. Но историю творят чаще всего именно Личности с большим Эго. Это просто данность. В конце концов, мы и добро-то делаем часто, потому что нам самим от этого приятно. «Вот какой я молодец, хорошо другому сделал». И это тоже нормально. И это не выбивается из общей системы, когда есть абсолютно альтруистические поступки и поведение.

Теперь зависть. По поводу зависти хорошо писал Даль: завидовать — «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого». И не зря мудрый наш народ делит зависть на «черную» и «белую». «Черная зависть» — зло, безусловно. Ну а «белая» может послужить стимулом, чтобы развиваться. Есть у соседа хорошая машина, я буду работать больше, чтобы купить такую же. Подруга смогла похудеть за месяц? Пойду в спортзал, я тоже смогу. Если рассматривать зависть с этих позиций, то мы понимаем, что ничего плохого в ней нет, а только наоборот.

Главное, использовать условные «пороки» на пользу, стараться быть лучше и не причинять зла людям. Остальное — стереотипы.

Источник

Эгоизм – двигатель мирового прогресса. Доводы от Айн Рэнд

С детства нас учили, что быть эгоистом – это плохо. И мальчишка, зажавший конфету свою в кулаке – жадина, достойный порицания. Эту неоспоримую истину диктовали страницы книжек для малышей. Теперь, когда мы выросли, у нас есть возможность читать другие книги и взглянуть на вопрос глазами писательницы Айн Рэнд, утверждающей, что эгоизм двигает прогресс, без него человек до сих пор бы сидел в пещере и ловил блох в собственной шерсти: никаких великих открытий и произведений искусства. TSR совместно с сетью книжных магазинов «Читай-город» представляет обзор пяти книг Рэнд, объясняющих почему эгоизм –это хорошо.

Будущая звезда литературы Айн Рэнд – Алиса Розенбаум родилась в Санкт-Петербурге, а в 1926 году уехала в США. В 1957 году был опубликован ее знаменитый роман «Атлант расправил плечи». В общем, русские за границей не только дебоширят, но и пишут бестселлеры, которыми зачитывается весь мир.

Это сборник произведений, написанных в 30-40 годы прошлого века: пьесы «Идеал», «Подумай дважды», отрывки из романа «Источник», не вошедшие в окончательный вариант произведения. Большинство из них публикуются впервые.

Рэнд подливает масло в огонь вечного спора: что лучше – быть с толпой или плыть против течения? Она высказывает революционную для своего времени мысль: эгоизм – двигатель мирового прогресса. Взять хотя бы криминально-философскую пьесу «Подумай дважды», суть которой не сводится к поиску убийцы, ведь детективы Рэнд, это не бульварное чтиво для домохозяек, клюющих на литературное «мыло».

Здесь ребром поставлен вопрос о вреде альтруизма и необходимости независимого и эгоистичного существования человека. Под сомнение поставлена необходимость снимать с себя последнюю рубаху и отдавать ее ближнему, если при этом ты сам будешь дрожать на ветру как осиновый лист: счастье одного за счет несчастья другого – кому нужны эти упаднические жертвы?

«Вы не знаете, каким страшным оружием может быть доброта. Когда против вас враг – вы можете бороться. Но когда против вас друг – нежный, добрый, улыбающейся друг, – вы оказываетесь против самого себя. Вы думаете, что вы низки и неблагодарны. Лучшее, что в вас есть, восстает против вас. Вот что ужасно… И требуется много времени, чтобы понять. Я думаю, я это понял только сегодня».

Тема индивидуализма сквозит и в «Источнике». Этот роман, пожалуй, самое известное произведение Рэнд после «Атлант расправил плечи». По книге даже сняли фильм.
Если вам постоянно говорят, что вы эгоист, а вы не знаете, что ответить, тогда вам просто необходимо прочитать «Источник». Будете убивать оппонентов наповал вескими доводами автора.

Герои романа – архитектор Говард Рорк и журналистка Доминик Франкон борются с общественным мнением, отстаивая право на свободу творческой личности. Они раскачивают толпу, отвергают устои и двигают жизнь вперед. Никаких компромиссов с толпой! Так их эгоизм меняет мир. Роман можно раздербанить на цитаты, нанести их принтом на футболки и продавать в магазинах атрибутики для мизантропов и реалистов.

«Всем нам будет гораздо лучше, если мы забудем высокопарные идеи нашей пижонской цивилизации и обратим больше внимания на то, что задолго до нас знали дикари – уважение к матери».

«Люди хотят, чтобы их окружали только зеркала. Чтобы отражать и отражаться».

«Бесполезно быть изощренно ехидным, с людьми, которые даже не понимают, что ты изощренно ехиден».

«Непризнанный гений – эта история стара как мир. А не приходило ли тебе в голову, что есть трагедия похуже — чрезмерно признанный гений?»

«Мы живые» – первый роман Рэнд, опубликованный в 1936 году. Здесь борьба за индивидуальность личности принимает государственные масштабы. Автор осуждает коммунизм как форму тоталитарного режима. Но книга не о политике, а о людях и моральном выборе, происходящем на фоне разрухи постреволюционной России.

Три молодых человека ищут свой путь. Кира, отстаивающая идею независимости, Лео – представитель аристократии, находящийся под гнетом репрессий и Андрей – коммунист и сотрудник ГПУ, в конце концов, приходящий к мысли, что нет ничего более важного, чем свобода человека.

Можно ли жертвовать свободой конкретных людей ради достижения всеобщего блага и возможно ли всеобщее счастье в обществе, где отдельный человек несчастен? Вопрос на все времена и при любом режиме. Представьте себе счастливое общество потребителей, где все под одну гребенку: белый верх, черный низ, а те, у кого зеленые ботинки здесь не нужны! Не страшно?

«Когда-то людьми руководило благоговение. Затем страх. Сегодня людьми руководит их желудок. Раньше люди были скованы по рукам и ногам цепями. Сегодня они опутаны прямой кишкой».

«Ночью 16 января» – еще одна вариация сборника произведений Айн Рэнд. Здесь представлены пьесы «Ночью 16 января», «Идеал», «Подумай дважды». Особенность драматургии Рэнд в том, что автор постоянно дает читателю подсказки: кто же главный злодей, но в итоге все равно оставляет в дураках. Вот вам уже кажется, что вы угадали, готовы спорить на все свое имущество, что убийца – дворецкий, а нет, выясняется, что убийца это…

«Ночью 16 января» неоднократно ставили на американских театральных подмостках, публика была в восторге. Еще бы, Бьорн Фолкнер, главный герой, ни разу не появляется на сцене, при этом ведет главную линию спектакля. А «Идеал» – это вообще о том, что нет идеалов.

– О чем вы думаете?
– Ни о чем. Какая польза мечтать?
– Какая польза жить?
– Никакой. Но кто в этом виноват?
– Те, кто не умеют мечтать.
– Нет, те, кто умеют только мечтать.

К каждой пьесе есть предисловие автора, но оно не приоткрывает завесу тайны, так что придется читать сами произведения и читать до конца, если хотите узнать наверняка, кто же негодяй. И помните, что только слабаки сразу перелистывают на последнюю страницу, торопясь узнать его имя.

А мы вас обманули, не все книги из нашего обзора принадлежат перу Айн Рэнд. Но без этой книги постигнуть творчество американской писательницы просто невозможно.
Пейкофф – последователь философских воззрений Рэнд и активный их популяризатор. Он-то и расскажет нам, почему философия этой женщины пользуется в мире такой популярностью. Все просто: она считает, что личные интересы выше интересов государства, ценность человеческой личности стоит во главе угла. Не надо жертвовать собой ради счастья других. Достигайте счастья сами, и тогда общество наполнится счастливыми людьми. Точка зрения, конечно, спорная, но очень уж привлекательная. В этом простота и доступность философии Рэнд.

«Секс морален, это высшая радость, и как таковой обладает глубокой моральной ценностью. Поэтому, как и счастье, секс является завершением самого себя: нам не следует рассматривать его лишь как обязательное средство к чему-то дальнейшему, вроде биологического производства».

Источник

Эгоизм — двигатель прогресса. Или почему без него не достигнуть успеха

Как часто с детства мы слышим фразу — ты эгоист. Или ещё круче — главное, не вырастить эгоиста. Вот здесь уже СТОП. Что такое эгоизм с научной точки зрения. Психология его определяет как стремление человека получать собственную пользу и выгоду, концентрируясь именно на этом. И что здесь неправильно? Покажите психически здорового человека, который действует иначе. Таковых нет. Вы можете сколько угодно спорить с тем, что вы лично — не такой. Но пора просто посмотреть правде в глаза и признать, что эгоизм — это нормально. Не плохо, как нас тому учат с детства. Все люди эгоисты по своей природе. И сейчас я обосную это на примерах.

Вспомните себя ребёнком. Вы нарис овали на только что оклеенных белых обоях свой шедевр чёрным фломастером во всю стену. Хоть родители вас попросили проявлять творчество на стене своей комнаты, а не в гостиной. Вас наказали и поставили в угол. Вы плачете. И ведь не потому, что признали сво ю вину и вам жалко обои, денег, труда родителей. Нет! Вы плачете потому, что вам жалко себя. Вы старались, а они не оценили ваш талант. Это ведь скучно — белые стены. А так — красиво. Вот умру я сейчас специально, думаете вы, и вы потом посмотрите, как без меня плохо. Вы в этом будете виноваты. (Только не говорите, что так не думали). Эгоизм — естественно.

Или девушка сидит и плачет, потому что её бросил молодой человек и ушёл к другой. Она ведь не считает, что она тоже была не права в отношениях и не анал изирует свои ошибки, от того ей так горько. А с другой он будет счастливым и проживёт всю жизнь душа в душу. Нет! Она думает, что он козёл. И вообще, все мужики — козлы. И она отдала ему лучшие свои годы. И как же ей теперь одной жить на съёмной квартире и только на свою зарплату. И вот найду себе миллионера, стану бизнес-вумен, потом жалеть будешь. Это ли не эгоизм?

Я уже чувствую, как в меня летят копья. Мол, я вообще не думаю о себе, я думаю о семье. Это тоже не совсем так. Ок, вы говорите — мне нужна б олее высокооплачиваемая работа, потому что надо обеспечивать семью. Желание более чем похвальное. А теперь об эгоизме. Если разбираться, что под абстрактной фразой «обеспечивать семью» стоит на самом деле, мы понимаем следующее.

  • Зарплата выше нужна чтобы выплатить ипотеку и спать спокойно, а не думать каждый месяц хватит ли денег.
  • Вполне может оказаться, что вам и нынешней зарплаты более чем достаточно, но жена говорит — этого мало, посмотри сколько зарабатывает Вася. А вы не хотите, чтобы вас «пилили» и ставили Васю в пример.
  • Или вы решили, что вам нужно копить деньги на образование сыну в Лондоне, потому что он будет экономистом. А сын вчера пошёл в первый класс и вообще, хочет стать клоуном. А к 10 классу он вовсе бросит школу, станет рок-музыкантом и уедет в мировое турне.

Так что, даже если вопрос касается семьи — это всё, в первую очередь, продиктовано вашими потребностями и желаниями. Кстати, дети в этом отношении честнее взрослых. Они просто говорят: я хочу, потому что хочу.

Эгоизм — это природа человека. Не мы себя такими придумали и не нам себя переделывать. Тем более, других. Это нужно понимать вне зависимости от того, сколько вам лет — 7 или 70. Любые наши мысли и желания направлены на то, чтобы получать от мира максимум пользы для себя.

Поче му эгоизм двигатель прогресса

Эгоизм не имеет разрушительной функции, он направлен на созидание. Мы стремимся получить желаемое и для этого прилагаем все усилия. В связи с этим нельзя не вспомнить схожую фразу – «Лень двигатель прогресса». И это тоже впол не обоснованно даже на бытовом уровне. Лень стирать вручную, нужно изобрести стиральную машинку, а затем и машинку-автомат, потому что лень менять воду и отжимать бельё. Если бы человечеству было не лень, так бы и жило оно в первобытном строе.

Быть эгоист ом плохо только в сознании выходцев из Советского Союза и это не изменится ещё несколько поколений. Слишком прочно нам это вдолбили в голову, а мы продолжаем вдалбливать своим детям. С точки зрения мировых экономистов — эгоизм приводит к приросту капитала.

Объясняю на примере. Вы первый раз приходите в ресторан и вас там встречают как постоянного VIP – гостя. Вы думаете, какой я клёвый, как я хорошо выгляжу и всё прочее в этом духе. Нет, всё от эгоизма. Владелец заведения, или маркетологи, разработали правил а общения с гостем. Они направлены на то, чтобы вы не только вернулись сами, но и порекомендовали заведение друзьям. Со стороны официанта также чистой воды эгоизм. Во-первых, за несоблюдение штрафов его могут оштрафовать, а то и вовсе уволить. Ни первое, н и второе совершенно не входит в его планы, так как негативно на нём отразится. А вот хорошее обслуживание отобразиться только в лучшую сторону. Ведь вы оставите хорошие чаевые. Соответственно — все в плюсе, и вы, и официант, и владелец бизнеса. Он таким об разом смог заработать деньги.

Кстати, помните выражение «трудиться как пчёлка». Вы ведь не думаете, что пчела без устали летает весь день с цветка на цветок просто потому, что его нужно опылять, сохранив тем самым экосистему. Нет, она собирает нектар пото му, что хочет кушать. И мёд она приносит не для того, чтобы люди получали полезные вещества и не болели. Без достаточного количества мёда не перезимует вся большая пчелиная семья, а значит и она. Вот и получается, что эгоизм двигатель прогресса.

Как эгоизм развивает бизнес

Любой бизнес — в первую очередь эгоизм его владельца. Скрываться он может за абсолютно разными причинами и определениями. И это не только желание заработать деньги, хоть именно достижение финансовой стабильности и является главной бизнес-задачей. Помимо денег это может быть желание самореализации, желание доказать родителям (друзьям, жене, самому себе — нужное подчеркнуть), что ты это можешь и не хуже условного Васи из примера в начале статьи. Желание создать уникальный продукт или модель компании, чтобы войти в историю. Желание обеспечить будущее своим детям и многое другое.

Как только мы переступаем через психологию раба и выходим из собственной зоны комфорта, а при создании собственного бизнеса из неё придётся выйти в любом случа е, мы в любом случае становимся эгоистами. Вот здесь и запускается механизм развития, который остановить может только наша собственная лень, разочарование или апатия. Кстати, вспомните примеры из начала статьи и вы поймёте, что это тоже ничто иное как эгои зм.

Мы начинаем использовать достижения технического прогресса. К примеру, вместо того, чтобы ходить по инстанциям — все документы вы оформите через интернет. Это сэкономит вам время, которое стоит действительно дорого. И сможете потратить его на другие т екущие задачи своего бизнеса.

Вы захотите создать самый удобный, привлекательный и интуитивно понятный сайт. Естественно, для удобства ваших клиентов. И это не будет объяснением для других, вы в это свято верите сами. Но если копнуть глубже, то таким обра зом вы просто решите бизнес-задачу и повысите продажи. Поэтому на самом деле — вы это сделаете для себя.

Вы подберёте, а если нужно — вырастите эффективную команду, которая будет работать как единый механизм. Команда позволит вам расти и развиваться. И зде сь также всё построено на эгоизме. У вас появляется возможность делегировать полномочия, решать только глобальные задачи, приумножать капитал за счёт успешного менеджмента и ответственных сотрудников. Да и в конце концов — съездить в отпуск. У членов вашей команды также есть задачи и они у каждого свои. Среди них — материальная независимость, карьерный рост, возможность обучится в новой сфере и перейти на другую работу. Это может быть просто перестать быть домохозяйкой или переехать от родителей. А может, в ы просто сошлись по корпоративным ценностям и нашли друг-друга. Для того, чтобы получить желаемое, каждый член вашей команды будет работать на результат. Это его личный эгоизм, но он только во благо бизнеса.

Естественно, существует и эгоизм разрушающий. Г итлер и Муссолини тоже были эгоистами. Подобные люди, естественно не в столь гиперболизированном формате, существуют и среди собственников и ТОП-менеджеров компаний. В народе их называют самодурами. Поэтому, не стоит путать понятия.

Источник

Эгоизм как двигатель мира

Содержание

  1. Эгоизм — двигатель прогресса. Или почему без него не достигнуть успеха
  2. Почему эгоизм двигатель прогресса
  3. Какэгоизм развивает бизнес
  4. 6. Эгоизм
  5. Эгоизм – двигатель мирового прогресса. Доводы от Айн Рэнд

Эгоизм — двигатель прогресса. Или почему без него не достигнуть успеха

Как часто с детства мы слышим фразу — ты эгоист. Или ещё круче — главное, не вырастить эгоиста. Вот здесь уже СТОП. Что такое эгоизм с научной точки зрения. Психология его определяет как стремление человека получать собственную пользу и выгоду, концентрируясь именно на этом. И что здесь неправильно? Покажите психически здорового человека, который действует иначе. Таковых нет. Вы можете сколько угодно спорить с тем, что вы лично — не такой. Но пора просто посмотреть правде в глаза и признать, что эгоизм — это нормально. Не плохо, как нас тому учат с детства. Все люди эгоисты по своей природе. И сейчас я обосную это на примерах.

Вспомните себя ребёнком. Вы нарис овали на только что оклеенных белых обоях свой шедевр чёрным фломастером во всю стену. Хоть родители вас попросили проявлять творчество на стене своей комнаты, а не в гостиной. Вас наказали и поставили в угол. Вы плачете. И ведь не потому, что признали сво ю вину и вам жалко обои, денег, труда родителей. Нет! Вы плачете потому, что вам жалко себя. Вы старались, а они не оценили ваш талант. Это ведь скучно — белые стены. А так — красиво. Вот умру я сейчас специально, думаете вы, и вы потом посмотрите, как без меня плохо. Вы в этом будете виноваты. (Только не говорите, что так не думали). Эгоизм — естественно.

Или девушка сидит и плачет, потому что её бросил молодой человек и ушёл к другой. Она ведь не считает, что она тоже была не права в отношениях и не анал изирует свои ошибки, от того ей так горько. А с другой он будет счастливым и проживёт всю жизнь душа в душу. Нет! Она думает, что он козёл. И вообще, все мужики — козлы. И она отдала ему лучшие свои годы. И как же ей теперь одной жить на съёмной квартире и только на свою зарплату. И вот найду себе миллионера, стану бизнес-вумен, потом жалеть будешь. Это ли не эгоизм?

Я уже чувствую, как в меня летят копья. Мол, я вообще не думаю о себе, я думаю о семье. Это тоже не совсем так. Ок, вы говорите — мне нужна б олее высокооплачиваемая работа, потому что надо обеспечивать семью. Желание более чем похвальное. А теперь об эгоизме. Если разбираться, что под абстрактной фразой «обеспечивать семью» стоит на самом деле, мы понимаем следующее.

  • Зарплата выше нужна чтобы выплатить ипотеку и спать спокойно, а не думать каждый месяц хватит ли денег.
  • Вполне может оказаться, что вам и нынешней зарплаты более чем достаточно, но жена говорит — этого мало, посмотри сколько зарабатывает Вася. А вы не хотите, чтобы вас «пилили» и ставили Васю в пример.
  • Или вы решили, что вам нужно копить деньги на образование сыну в Лондоне, потому что он будет экономистом. А сын вчера пошёл в первый класс и вообще, хочет стать клоуном. А к 10 классу он вовсе бросит школу, станет рок-музыкантом и уедет в мировое турне.

Так что, даже если вопрос касается семьи — это всё, в первую очередь, продиктовано вашими потребностями и желаниями. Кстати, дети в этом отношении честнее взрослых. Они просто говорят: я хочу, потому что хочу.

Эгоизм — это природа человека. Не мы себя такими придумали и не нам себя переделывать. Тем более, других. Это нужно понимать вне зависимости от того, сколько вам лет — 7 или 70. Любые наши мысли и желания направлены на то, чтобы получать от мира максимум пользы для себя.

Поче му эгоизм двигатель прогресса

Эгоизм не имеет разрушительной функции, он направлен на созидание. Мы стремимся получить желаемое и для этого прилагаем все усилия. В связи с этим нельзя не вспомнить схожую фразу – «Лень двигатель прогресса». И это тоже впол не обоснованно даже на бытовом уровне. Лень стирать вручную, нужно изобрести стиральную машинку, а затем и машинку-автомат, потому что лень менять воду и отжимать бельё. Если бы человечеству было не лень, так бы и жило оно в первобытном строе.

Быть эгоист ом плохо только в сознании выходцев из Советского Союза и это не изменится ещё несколько поколений. Слишком прочно нам это вдолбили в голову, а мы продолжаем вдалбливать своим детям. С точки зрения мировых экономистов — эгоизм приводит к приросту капитала.

Объясняю на примере. Вы первый раз приходите в ресторан и вас там встречают как постоянного VIP – гостя. Вы думаете, какой я клёвый, как я хорошо выгляжу и всё прочее в этом духе. Нет, всё от эгоизма. Владелец заведения, или маркетологи, разработали правил а общения с гостем. Они направлены на то, чтобы вы не только вернулись сами, но и порекомендовали заведение друзьям. Со стороны официанта также чистой воды эгоизм. Во-первых, за несоблюдение штрафов его могут оштрафовать, а то и вовсе уволить. Ни первое, н и второе совершенно не входит в его планы, так как негативно на нём отразится. А вот хорошее обслуживание отобразиться только в лучшую сторону. Ведь вы оставите хорошие чаевые. Соответственно — все в плюсе, и вы, и официант, и владелец бизнеса. Он таким об разом смог заработать деньги.

Кстати, помните выражение «трудиться как пчёлка». Вы ведь не думаете, что пчела без устали летает весь день с цветка на цветок просто потому, что его нужно опылять, сохранив тем самым экосистему. Нет, она собирает нектар пото му, что хочет кушать. И мёд она приносит не для того, чтобы люди получали полезные вещества и не болели. Без достаточного количества мёда не перезимует вся большая пчелиная семья, а значит и она. Вот и получается, что эгоизм двигатель прогресса.

Как эгоизм развивает бизнес

Любой бизнес — в первую очередь эгоизм его владельца. Скрываться он может за абсолютно разными причинами и определениями. И это не только желание заработать деньги, хоть именно достижение финансовой стабильности и является главной бизнес-задачей. Помимо денег это может быть желание самореализации, желание доказать родителям (друзьям, жене, самому себе — нужное подчеркнуть), что ты это можешь и не хуже условного Васи из примера в начале статьи. Желание создать уникальный продукт или модель компании, чтобы войти в историю. Желание обеспечить будущее своим детям и многое другое.

Как только мы переступаем через психологию раба и выходим из собственной зоны комфорта, а при создании собственного бизнеса из неё придётся выйти в любом случа е, мы в любом случае становимся эгоистами. Вот здесь и запускается механизм развития, который остановить может только наша собственная лень, разочарование или апатия. Кстати, вспомните примеры из начала статьи и вы поймёте, что это тоже ничто иное как эгои зм.

Мы начинаем использовать достижения технического прогресса. К примеру, вместо того, чтобы ходить по инстанциям — все документы вы оформите через интернет. Это сэкономит вам время, которое стоит действительно дорого. И сможете потратить его на другие т екущие задачи своего бизнеса.

Вы захотите создать самый удобный, привлекательный и интуитивно понятный сайт. Естественно, для удобства ваших клиентов. И это не будет объяснением для других, вы в это свято верите сами. Но если копнуть глубже, то таким обра зом вы просто решите бизнес-задачу и повысите продажи. Поэтому на самом деле — вы это сделаете для себя.

Вы подберёте, а если нужно — вырастите эффективную команду, которая будет работать как единый механизм. Команда позволит вам расти и развиваться. И зде сь также всё построено на эгоизме. У вас появляется возможность делегировать полномочия, решать только глобальные задачи, приумножать капитал за счёт успешного менеджмента и ответственных сотрудников. Да и в конце концов — съездить в отпуск. У членов вашей команды также есть задачи и они у каждого свои. Среди них — материальная независимость, карьерный рост, возможность обучится в новой сфере и перейти на другую работу. Это может быть просто перестать быть домохозяйкой или переехать от родителей. А может, в ы просто сошлись по корпоративным ценностям и нашли друг-друга. Для того, чтобы получить желаемое, каждый член вашей команды будет работать на результат. Это его личный эгоизм, но он только во благо бизнеса.

Естественно, существует и эгоизм разрушающий. Г итлер и Муссолини тоже были эгоистами. Подобные люди, естественно не в столь гиперболизированном формате, существуют и среди собственников и ТОП-менеджеров компаний. В народе их называют самодурами. Поэтому, не стоит путать понятия.

Источник

6. Эгоизм

Эгоизм — это чрезмерное себялюбие. Эгоизм, прежде всего проявляется в превознесении. себя над другими, своих интересов — над интересами других. И эгоизм — это признак современного общества, где каждый живет для себя, в свое удовольствие и каждый сам за себя. Практически каждый человек в нашем обществе — эгоист. Вся наша экономика построена на эгоизме. Но бывают и исключительные эгоисты — индивидуальные фашисты или эгофашисты. Такие люди считают себя намного лучше других. Они считают, что превосходят других во всем: уме, таланте, силе, красоте, воспитанности, происхождении. Такие люди считают себя фактически богами, а остальных людей своими рабами. Они считают, что им все должны и обязаны просто потому что они — это они, а остальные грязь на из ботинках. И, к сожалению, нередко такие люди пробивают себе путь своей наглостью, хитростью, самоуверенностью, и беспринципностью. — «добиваются чего-то в жизни».
Но главное проявление эгоизма в нашем обществе — это стремление к удовольствиям, к получению удовольствий. И это даже не считается чем-то зазорным: «каждый живет в свое удовольствие». И многие так и живут — делая удовольствия высшей ценностью и смыслом жизни. Они говорят: «что плохого в том, что человек счастлив?». Но удовольствие и счастье — это разные вещи. Счастье — радость от благих свершений, от творческих успехов, от осознания нужности и важности своего дела. А удовольствие — это чувственное насыщение, удовлетворение своих похотей и инстинктов. Самое примитивное удовольствие — это удовольствие от наркотиков. Это просто химическая стимуляция мозговых центров — самый простой и надежный способ. Большинство людей употребляет алкоголь и/или никотин, которые фактически являясь наркотиками, в то же время разрешены, хотя и по достижении определенного возраста. Более того, отказ от коллективного принятия алкоголя в нашем обществе считается признаком неуважения и даже оскорблением. Это происходит потому что люди не представляют себе жизнь без этот удовольствия и оно стало частью нашей «культуры». Но пресыщение удовольствием ведет к поиску новых — более сильных средств получения удовольствия. Отсюда путь от первой сигареты и бутылке пива к «тяжелым» наркотикам и затем к ранней смерти без продолжения рода. Еще один способ — удовлетворение половых инстинктов, которое ошибочно называют любовью. Самоудовлетворение, которое иногда называют самовыражением, также является порождением эгоизма. Человек самоудовлетворяется, чтобы показать в первую очередь самому себе, что он лучше или хотя-бы не хуже других. Зависть происходит из-за ущемленного самолюбия и невозможности самоудовлетворения. А хвастовство или кич — напротив демонстрация своего «величия» и вызывание зависти. Кроме эгоизма здесь присутствует страх — страх оказаться среди «неудачников».
Кроме индивидуального эгоизма есть еще и коллективный — клановый, национальный, религиозный, этнический. Это эгоизм ради удовлетворения общих интересов, но это не отменяет эгоизм каждого отдельного человека внутри самой эгогруппы. Такими являются по сути все партии о объединения называющие себя националистическими. Им следовало бы называться эгонационалистическими. Крайняя степень эгонационализма, не признающая за другими нациями право на равноценность или даже на жизнь, традиционно называется фашизмом, хотя этот термин применим и к крайнему индивидуальному эгоизму.
Особо изощренным является эгоизм религиозный или духовный. Такой эгоизм в нашем обществе считается благом и даже противопоставляется классическому индивидуальному эгоизму. Ведь религии призывают к духовности и нравственности. Только вся духовность и нравственность заключается в том, чтобы во всем следовать священному писанию религии и во всем слушаться наставников — представителей церкви. И за это после смерти, может быть, самые послушные попадут в рай, где вечное блаженство (нескончаемое удовольствие), а непослушные попадут в пекло — в вечные муки. Вот так: с одной стороны — эгоизм, с другой — страх. И на этом основываются все религии. Это объясняет обилие в церквях пожилых женщин, которые пытаются отмолить свои грехи, и щедрые пожертвования криминальных авторитетов, которые пытаются купить билет в рай. В итоге религиозные эгоисты от индивидуальных отличаются только тем, что вторые стремятся к временным земным удовольствиям, а первые — к вечным «небесным».

Источник

Эгоизм – двигатель мирового прогресса. Доводы от Айн Рэнд

С детства нас учили, что быть эгоистом – это плохо. И мальчишка, зажавший конфету свою в кулаке – жадина, достойный порицания. Эту неоспоримую истину диктовали страницы книжек для малышей. Теперь, когда мы выросли, у нас есть возможность читать другие книги и взглянуть на вопрос глазами писательницы Айн Рэнд, утверждающей, что эгоизм двигает прогресс, без него человек до сих пор бы сидел в пещере и ловил блох в собственной шерсти: никаких великих открытий и произведений искусства. TSR совместно с сетью книжных магазинов «Читай-город» представляет обзор пяти книг Рэнд, объясняющих почему эгоизм –это хорошо.

Будущая звезда литературы Айн Рэнд – Алиса Розенбаум родилась в Санкт-Петербурге, а в 1926 году уехала в США. В 1957 году был опубликован ее знаменитый роман «Атлант расправил плечи». В общем, русские за границей не только дебоширят, но и пишут бестселлеры, которыми зачитывается весь мир.

Это сборник произведений, написанных в 30-40 годы прошлого века: пьесы «Идеал», «Подумай дважды», отрывки из романа «Источник», не вошедшие в окончательный вариант произведения. Большинство из них публикуются впервые.

Рэнд подливает масло в огонь вечного спора: что лучше – быть с толпой или плыть против течения? Она высказывает революционную для своего времени мысль: эгоизм – двигатель мирового прогресса. Взять хотя бы криминально-философскую пьесу «Подумай дважды», суть которой не сводится к поиску убийцы, ведь детективы Рэнд, это не бульварное чтиво для домохозяек, клюющих на литературное «мыло».

Здесь ребром поставлен вопрос о вреде альтруизма и необходимости независимого и эгоистичного существования человека. Под сомнение поставлена необходимость снимать с себя последнюю рубаху и отдавать ее ближнему, если при этом ты сам будешь дрожать на ветру как осиновый лист: счастье одного за счет несчастья другого – кому нужны эти упаднические жертвы?

«Вы не знаете, каким страшным оружием может быть доброта. Когда против вас враг – вы можете бороться. Но когда против вас друг – нежный, добрый, улыбающейся друг, – вы оказываетесь против самого себя. Вы думаете, что вы низки и неблагодарны. Лучшее, что в вас есть, восстает против вас. Вот что ужасно… И требуется много времени, чтобы понять. Я думаю, я это понял только сегодня».

Тема индивидуализма сквозит и в «Источнике». Этот роман, пожалуй, самое известное произведение Рэнд после «Атлант расправил плечи». По книге даже сняли фильм.
Если вам постоянно говорят, что вы эгоист, а вы не знаете, что ответить, тогда вам просто необходимо прочитать «Источник». Будете убивать оппонентов наповал вескими доводами автора.

Герои романа – архитектор Говард Рорк и журналистка Доминик Франкон борются с общественным мнением, отстаивая право на свободу творческой личности. Они раскачивают толпу, отвергают устои и двигают жизнь вперед. Никаких компромиссов с толпой! Так их эгоизм меняет мир. Роман можно раздербанить на цитаты, нанести их принтом на футболки и продавать в магазинах атрибутики для мизантропов и реалистов.

«Всем нам будет гораздо лучше, если мы забудем высокопарные идеи нашей пижонской цивилизации и обратим больше внимания на то, что задолго до нас знали дикари – уважение к матери».

«Люди хотят, чтобы их окружали только зеркала. Чтобы отражать и отражаться».

«Бесполезно быть изощренно ехидным, с людьми, которые даже не понимают, что ты изощренно ехиден».

«Непризнанный гений – эта история стара как мир. А не приходило ли тебе в голову, что есть трагедия похуже — чрезмерно признанный гений?»

«Мы живые» – первый роман Рэнд, опубликованный в 1936 году. Здесь борьба за индивидуальность личности принимает государственные масштабы. Автор осуждает коммунизм как форму тоталитарного режима. Но книга не о политике, а о людях и моральном выборе, происходящем на фоне разрухи постреволюционной России.

Три молодых человека ищут свой путь. Кира, отстаивающая идею независимости, Лео – представитель аристократии, находящийся под гнетом репрессий и Андрей – коммунист и сотрудник ГПУ, в конце концов, приходящий к мысли, что нет ничего более важного, чем свобода человека.

Можно ли жертвовать свободой конкретных людей ради достижения всеобщего блага и возможно ли всеобщее счастье в обществе, где отдельный человек несчастен? Вопрос на все времена и при любом режиме. Представьте себе счастливое общество потребителей, где все под одну гребенку: белый верх, черный низ, а те, у кого зеленые ботинки здесь не нужны! Не страшно?

«Когда-то людьми руководило благоговение. Затем страх. Сегодня людьми руководит их желудок. Раньше люди были скованы по рукам и ногам цепями. Сегодня они опутаны прямой кишкой».

«Ночью 16 января» – еще одна вариация сборника произведений Айн Рэнд. Здесь представлены пьесы «Ночью 16 января», «Идеал», «Подумай дважды». Особенность драматургии Рэнд в том, что автор постоянно дает читателю подсказки: кто же главный злодей, но в итоге все равно оставляет в дураках. Вот вам уже кажется, что вы угадали, готовы спорить на все свое имущество, что убийца – дворецкий, а нет, выясняется, что убийца это…

«Ночью 16 января» неоднократно ставили на американских театральных подмостках, публика была в восторге. Еще бы, Бьорн Фолкнер, главный герой, ни разу не появляется на сцене, при этом ведет главную линию спектакля. А «Идеал» – это вообще о том, что нет идеалов.

– О чем вы думаете?
– Ни о чем. Какая польза мечтать?
– Какая польза жить?
– Никакой. Но кто в этом виноват?
– Те, кто не умеют мечтать.
– Нет, те, кто умеют только мечтать.

К каждой пьесе есть предисловие автора, но оно не приоткрывает завесу тайны, так что придется читать сами произведения и читать до конца, если хотите узнать наверняка, кто же негодяй. И помните, что только слабаки сразу перелистывают на последнюю страницу, торопясь узнать его имя.

А мы вас обманули, не все книги из нашего обзора принадлежат перу Айн Рэнд. Но без этой книги постигнуть творчество американской писательницы просто невозможно.
Пейкофф – последователь философских воззрений Рэнд и активный их популяризатор. Он-то и расскажет нам, почему философия этой женщины пользуется в мире такой популярностью. Все просто: она считает, что личные интересы выше интересов государства, ценность человеческой личности стоит во главе угла. Не надо жертвовать собой ради счастья других. Достигайте счастья сами, и тогда общество наполнится счастливыми людьми. Точка зрения, конечно, спорная, но очень уж привлекательная. В этом простота и доступность философии Рэнд.

«Секс морален, это высшая радость, и как таковой обладает глубокой моральной ценностью. Поэтому, как и счастье, секс является завершением самого себя: нам не следует рассматривать его лишь как обязательное средство к чему-то дальнейшему, вроде биологического производства».

Источник

Индивидуализм против эгоизма — Фонд экономического образования

Граждане свободного общества сводят политическую власть к минимуму и ревностно защищают права личности. В результате свободное общество подрывает законные привилегии, устраняя угрозу агрессии против выскочек всех мастей и сохраняя их автономию. Он предлагает единственный прочный путь к социальному прогрессу и личному совершенствованию для всех людей, включая тех, кто, возможно, в силу случайности рождения может быть наименее обеспеченным в обществе. Желание понять, как индивидуальные действия могут способствовать общему благосостоянию, привело Адама Смита к разработке теории свободного общества, основанной на дополняющих друг друга силах симпатии и личного интереса.

Адам Смит об эгоизме и симпатии

В своей книге 1759 года Теория моральных чувств Смит писал: ему в судьбе других и сделать их счастье необходимым для него, хотя он не получает от этого ничего, кроме удовольствия видеть его. К этому роду относится жалость или сострадание, эмоция, которую мы испытываем к страданию других, когда мы либо видим его, либо очень живо воспринимаем его.

Для Смита наша способность представлять себя на месте других — сочувствие — является ключом к пониманию того, почему мы морально одобряем и желаем вознаграждать или морально не одобряем и хотим наказать других, а также самих себя за определенные действия.

Отсюда и получается, что много чувствовать к другим и мало к себе, что сдерживать свое эгоизм и потакать своим доброжелательным чувствам составляет совершенство человеческой природы; и только он может произвести среди людей ту гармонию чувств и страстей, в которой состоит вся их благодать и уместность. Как любить ближнего, как самого себя, есть великий закон христианства, так и великая заповедь природы — любить себя только так, как мы любим ближнего или, что то же самое, так, как наш ближний способен любить нас. .

Таким образом, в то время как личный интерес является ускорителем социального прогресса в свободном обществе, симпатия является тормозом, который помогает нам двигаться еще быстрее.

Истинный индивидуализм — это не узкий эгоизм

Попытки защитить наши индивидуальные права на жизнь, свободу и собственность — основы индивидуализма — не обязательно должны подразумевать эгоизм в узком смысле. Мы можем использовать плоды нашей свободы, чтобы помогать другим и себе — и мы это делаем. (И, очевидно, это делает нас счастливее.)

Но отождествление индивидуализма с узким эгоизмом сохраняется в немалой степени потому, что сами либертарианцы иногда исповедуют чрезмерно узкую форму индивидуализма, в основе которой лежит «жесткая установка на первое место». (Я писал и говорил об этом раньше.) Хотя я не думаю, что есть что-то изначально неправильное в этом взгляде или образе жизни, который он подразумевает, проблема в том, что он на самом деле не заходит слишком далеко. Социальное, экономическое и культурное развитие зависит от эволюции сложных социальных сетей среди огромного числа людей, и им трудно сформироваться в условиях атомарного индивидуализма.

Ф. А. Хайек пишет в своем важном эссе «Индивидуализм: правда и ложь» (pdf): «. . . вера в то, что индивидуализм одобряет и поощряет человеческий эгоизм, является одной из основных причин, почему так много людей не любят его. . . ».

Так, в статье, опубликованной в New York Times незадолго до Дня независимости, под названием «Обратная сторона свободы» Курт Андерсон сокрушается:

Что произошло в политическом, экономическом, культурном и социальном конец 60-х не является противоречивым или неуместным. Это все из куска. Для хиппи и представителей богемы, а также для бизнесменов и инвесторов восторжествовал крайний индивидуализм. Эгоизм победил.

Автор поднимает вопросы, которые, возможно, стоит обсудить в другой раз. Но здесь уместно отождествление, опять же, индивидуализма с узким эгоизмом. Он ошибается, конечно. Но я могу понять, почему он и другие могут так думать, учитывая то, что иногда говорят люди на «нашей стороне». Ограниченный индивидуализм поддается представлению о том, что либертарианцы, поскольку мы ценим индивидуализм, действительно должны быть антисоциальными.

(Теперь я также думаю, что нет ничего более эффективного в подмене смитианского сочувствия узким эгоизмом, чем угрозы нашим свободам или когда, говоря словами Декларации независимости, «длинная череда злоупотреблений и узурпаций… Замысел подчинить [людей] абсолютному деспотизму…» Таким образом, попытка использовать политическую власть, чтобы сделать нас менее эгоистичными, — хотя, скажем, изъятия и перераспределение доходов — может иметь противоположный эффект.)

Истинный индивидуализм просоциален

Что означает индивидуализм в традиции Адама Смита? Вот снова Ф. А. Хайек в том же эссе:

Каковы же основные характеристики истинного индивидуализма? Прежде всего следует сказать, что это прежде всего теория общества, попытка понять силы, определяющие общественную жизнь человека, и только во вторую очередь набор политических максим, вытекающих из этого взгляда на общество. .

Другими словами, индивидуализм — это способ увидеть и понять, как мы живем вместе. Индивидуализм заключается в том, как лучше продвигать социальное сотрудничество . То есть

. . . нет другого пути к пониманию социальных явлений, кроме как через наше понимание индивидуальных действий, направленных на других людей и направляемых их ожидаемым поведением.

Каково же правильное значение эгоизма в контексте индивидуализма?

Если мы кратко скажем, что люди руководствуются и должны руководствоваться в своих действиях своими интересами и желаниями, это сразу же будет неверно понято или искажено в ложное утверждение, что они руководствуются или должны руководствоваться исключительно их личными потребностями или корыстными интересами, в то время как мы имеем в виду, что им должно быть позволено стремиться к тому, что они считают желательным.

(Все выделены в оригинале. )

Таким образом, истинный индивидуализм противоположен патернализму в том, что он0009 уважает способность каждого человека принимать и оценивать свои собственные решения. Это включает в себя решения о том, следует ли и при каких обстоятельствах просить или оказывать помощь, и какую помощь просить или оказывать, а также была ли эта помощь эффективной или нет.

В результате в истории человечества не было более мощного двигателя, чем свобода и индивидуализм (в правильном понимании), для улучшения материальной жизни даже самых бедных, как это блестяще иллюстрирует это популярное видео профессора международного здравоохранения Ганса Рослинга. .

Существует своего рода широкий эгоизм, который действительно является неотъемлемой частью индивидуализма, который, как говорит Хайек, часто понимается неправильно. Он объясняет:

Истинная основа его [индивидуалистического] аргумента состоит в том, что никто не может знать , кто знает лучше, и что единственный способ, которым мы можем это выяснить, — это социальный процесс, в котором каждому позволено пытаться и посмотреть, что он может сделать.

Этот социальный процесс представляет собой конкуренцию на рынках, свободных от политических привилегий и правовых барьеров. Соревнование такого рода является процедурой открытия, в которой люди ищут пути взаимной выгоды друг для друга через симпатию. Она ведет не к утопическому совершенству, а к последовательному улучшению общего благосостояния и индивидуальной самореализации.

Индивидуализм — это проверенный способ развития социального сотрудничества, а не призыв избегать его.

Эта страница в значительной степени зависит от JavaScript.

Пожалуйста, включите JavaScript и перезагрузите страницу, чтобы воспользоваться нашими современными функциями.

«Глубокий прагматизм» как моральный двигатель — Harvard Gazette

Вас можно простить за веру в то, что некоторые из самых неприятных проблем нашего времени — партийный тупик, аборты, изменение климата, распри на Ближнем Востоке — могут никогда не уступить прогрессу. В конце концов, дебаты настолько эмоционально напряжены, что может быть проблемой просто собрать обе стороны за стол переговоров, не говоря уже о том, чтобы заставить их слушать.

Но Джошуа Грин верит, что выход есть.

«Я не думаю, что есть волшебная пуля, но я думаю, что есть лучшие и худшие способы осмысления сложных моральных вопросов», — сказал Грин, доцент социальных наук Джона и Рут Хейзел и автор книги «Моральные Племена: эмоции, разум и разрыв между нами и ними».

«Некоторые подходы могут дать долгосрочный положительный эффект, в то время как другие ни к чему не приведут».

То, что делает такие проблемы, как аборты или израильско-палестинские отношения, кажущимися неразрешимыми, сказал он, может быть отчасти списано на работу мозга.

«Большая часть морали основана на интуитивных чувствах, — сказал Грин. «Наша интуиция позволяет нам сотрудничать, формировать группы. Но те же самые интуитивные чувства, которые позволяют нам сформировать сплоченную группу — которые позволяют людям ставить «нас» выше «меня», — также заставляют нас ставить «нас» выше «них» не только с точки зрения наших интересов, но и с точки зрения наших ценностей».

Основная моральная проблема, по его словам, иллюстрируется «трагедией общин», когда группа пастухов делит ресурс — пастбище — но уничтожает его, когда каждый действует эгоистично, выращивая собственное стадо до тех пор, пока не станет слишком много много животных и все они умирают. Решение состоит в том, чтобы сотрудничать, ограничить чисто эгоистичное поведение и, таким образом, сохранить общее достояние.

Но условия сотрудничества, по словам Грина, могут сильно различаться.

Одна группа может «приватизировать» пастбище, предоставив каждому пастуху участок земли; другой может решить разделить все стадо. Тем временем разные группы сплачиваются вокруг своих лидеров, богов, священных книг — того, что Грин называет «собственными именами». Каждое племя гармонирует по-своему.

«Наши эмоции предназначены для решения этой основной проблемы сотрудничества», — сказал Грин. «У нас есть положительные и отрицательные эмоции, такие как сочувствие или вина, которые заставляют нас сотрудничать. Это часть нашего основного морального механизма, и мы можем видеть, как он работает в нашем мозгу».

Большая часть экспериментальных исследований Грина использует визуализацию мозга и классические затруднения для понимания морального принятия решений: допустимо ли толкать кого-то перед мчащимся трамваем, если это спасет жизни пяти других дальше по пути? Дилеммы, подобные этой, выявляют универсальное напряжение между эмоциями и разумом, но некоторые инстинктивные реакции менее распространены. По словам Грина, когда моральные племена с разной интуицией сталкиваются друг с другом, возникают самые сложные социальные проблемы.

«Повседневная мораль заключается в том, чтобы быть эгоистичным, а не заботиться о других. Вот о чем мы думаем, когда думаем о «морали» — ангел на одном плече и дьявол на другом», — сказал он. «Но большие моральные проблемы, которые нас разделяют, очень разные — они связаны с тем, что я называю «трагедией здравого смысла». Это трагедия общего на один уровень выше, на уровне групп, а не отдельных людей. У разных племен разные моральные системы, разные способы предотвратить трагедию общин».

Представьте себе разные племена, живущие на опушке большого леса. Жарким летом лес сгорел. Затем идет дождь, и вскоре посредине появляется прекрасное зеленое пастбище. Каждое племя переходит на новое пастбище, где сталкивается с другими племенами, все с разными философиями, религиями и традициями.

«Это современный мир — это проблема, с которой мы сталкиваемся», — сказал Грин. «Если базовая мораль разрешает «трагедию общин», если она позволяет индивидуумам образовывать группы, тогда вам нужна мораль более высокого порядка — то, что я называю «метаморальностью», — чтобы позволить группам совместно жить на новых пастбищах.

«Но здесь все становится сложнее, потому что, хотя наша интуиция помогает нам решить трагедию общего достояния, наша интуиция не так хороша для решения трагедии здравого смысла».

Решение, как сказал Грин, требует, чтобы мы не доверяли нашим племенным интуитивным реакциям, ставили разум выше «здравого смысла». В частности, нам необходимо основывать наши решения на данных, касающихся социальных последствий наших действий.

«Ваш мозг похож на цифровую камеру, — сказал Грин. «У вашей камеры стандартные настройки «наведи и снимай», но есть и ручной режим. Большую часть времени вы просто наводите и стреляете, и это работает очень хорошо. Но если вы делаете что-то особенное, вы переводите камеру в ручной режим, чтобы вы могли все настроить самостоятельно, адаптируя свой снимок к конкретной ситуации.

«Человеческий мозг устроен примерно так же, — продолжил он. «У нас есть внутренние реакции. Это наши автоматические настройки, на которые мы полагаемся большую часть времени. И имеет смысл полагаться на нашу интуицию, когда мы имеем дело с трагедией общего достояния — я против нас. Но когда речь идет о трагедии здравого смысла, наши внутренние реакции обычно мешают. Например, они не помогают нам разрешить наши разногласия по поводу Obamacare».

Чтобы решить эти проблемы, утверждает Грин, нам необходимо применить «глубокий прагматизм», основанный на идеях Джереми Бентама и Джона Стюарта Милля, отцов-основателей утилитаризма.

«Бентам и Милль утверждали, что в конечном итоге имеет значение качество человеческого опыта, наше счастье и наше страдание, — сказал Грин. «Опыт — это бозон Хиггса нормативности — это ценность, которая придает ценность многим нашим ценностям. Почему, например, мы ценим честность? Можно сказать, что честность ценна сама по себе. Но стали бы мы ценить честность на уровне интуиции, если бы она не была полезной в целом? Когда люди нечестны, это причиняет вред. Это негативно влияет на наш жизненный опыт».

Но как на практике работает глубокий прагматизм? В качестве примера Грин обратился к дебатам об абортах.

«Люди слева говорят, что женщина имеет «право выбора», а люди справа говорят, что плод имеет «право на жизнь», — сказал он. «Все это звучит очень объективно и рационально, но давайте заглянем глубже.

«Есть ли у женщины «право выбора» в девять месяцев? Большинство сторонников выбора говорят «нет». Но что меняется между первым и девятым месяцем беременности? Чувствует ли плод боль? Что это сознательно? Проблема в том, что многие животные, которых мы едим — или позволяем есть другим по личному выбору — чувствуют боль, кажутся находящимися в сознании и так далее.