Содержание
Россия создала самый мощный жидкостный ракетный двигатель: история создания
Источник: roscosmos.ru
Завершились огневые испытания доводочного двигателя РД-171МВ, разработанного НПО «Энергомаш» (входит в Роскосмос). Он имеет тягу в 806 тонн—сил — рекорд для жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Поэтому всего одного хватит для работы первой ступени перспективной ракеты «Союз-5» грузоподъёмностью 17 тонн на НОО. Как был разработан этот двигатель?
Предыдущий рекордсмен — РД-170
Символично, что ровно 42 года назад, 25 августа 1980 года, проведены первые огневые испытания самого мощного двигателя в советской истории — РД-170. Это предшественник РД-171МВ, который прошёл несколько итераций и модификаций, чтобы вернуться в современном облике.
РД-170 – это советский жидкостный четырёхкамерный ракетный двигатель на экологичной топливной паре «керосин-жидкий кислород», разработанный КБ «Энергомаш» для сверхтяжёлой ракеты-носителя «Энергия». Её первая ступень состояла из четырёх боковых ускорителей, созданных на основе ракеты-носителя «Зенит», поэтому они получили унифицированные двигатели. РД-171, использованный в ракетах «Зенит», почти брат-близнец – он отличался от РД-170 только конструкцией качания камер и органами управления их отклонением.
РД-170/171 без сомнения можно назвать этапной разработкой для отечественной ракетно-космической отрасли. Имея тягу в вакууме 806 тонн—сил (тс), он до сих пор является самым мощным в мире ЖРД из применявшихся в ракетах. Эскизный проект был разработан в 1976 г. По сравнению с предыдущими двигателями его тяга скачком выросла в 5 раз, а трудоёмкость производства практически в 10 раз. Основная конструктивная особенность РД-170 — четыре камеры сгорания, качающиеся в двух плоскостях, и два газогенератора, работающие на одну турбину. Наличие четырёх камер вместо одной позволило получить параметры работы каждой камеры по тяге примерно в 200 тс, приблизив их к уже освоенному диапазону на предыдущих двигателях (150 тс).
РД-170 применялся в составе ракеты-носителя «Энергия» всего лишь дважды, выведя экспериментальный космический аппарат «Полюс» и многоразовый корабль «Буран» в 1988 г. Но уже в версии РД-171 и её дальнейшей модификации РД-171М он пролетал три десятилетия в ракетах-носителях семейства «Зенит». В том числе по программе «Морской старт». При всей своей мощности двигатель оказался экономичным и надежным, к тому же пригодным для многоразового использования.
«Половинки» и «четвертинки»
В 1990-е гг. полная мощность РД-170/171 использовалась только в «Зенитах». Зато заложенный в модели конструкторский потенциал позволил разработать целую линейку ракетных двигателей для носителей разных классов.
Сначала мощный четырёхкамерный двигатель разделили на два, получив РД-180 или «половинку», с двумя камерами сгорания. При тяге в 423 тс (в вакууме) он обеспечивал работу первой ступени средних РН Atlas III. А сейчас уже двадцать лет безаварийно используется на Atlas V.
Потом «половинку» разделили ещё раз, получив РД-191 или «четвертинку». Тяга этого однокамерного двигателя составляет более 200 тс в вакууме и на его основе строятся универсальные ракетные модули (УРМ) для семейства ракет-носителей «Ангара». Интересно, что впервые лётные испытания РД-191 прошёл в составе первой ступени корейской РН «Наро-1» в 2009 г. Россия помогала в его создании. Сейчас НПО «Энергомаш» ведёт разработку РД-191М — на 10-15% более мощной версии этого однокамерного двигателя для РН повышенной грузоподъёмности «Ангара-А5М».
Стоит рассказать ещё о двух однокамерных двигателях семейства. Это РД-193 — упрощённая версия РД-191, которую отличает отсутствие узла качания камеры сгорания и связанных конструктивных элементов, что позволило снизить его массу на 300 кг. Он может применяться в первой ступени лёгкой ракеты-носителя «Союз-2.1в» после исчерпания запасов НК-33А, применяемых сейчас.
Наследник лидера
Развитие космической индустрии показало, что нужен промежуточный ракета-носитель, занимающий промежуточное положение по грузоподъёмности между семейством средних «Союз-2» и тяжёлой «Ангарой». Перспективной ракетой переходного класса стал «Союз-5». Одна из его особенностей – возможность адаптации под пуск с «Морского старта». Основой его первой ступени станет РД-171МВ тягой 806 тс.
Путь длиной 42 года не прошёл зря. Россия получила экономичный и эффективный ракетный двигатель. И он опять самый мощный жидкостной ракетный двигатель.
Ракетные двигатели В.П.Глушко | КПИ им.

В.П.Глушко — основатель советского жидкостного ракетодвигателестроения. Но его первый ракетный двигатель был электрореактивный (ЭРД). Тяга в нем возникала благодаря мгновенному испарению тонких полосок металла при нагревании их электрическим током. Скорость истечения газов из таких двигателей на порядок выше, чем в двигателях с химическим топливом. В 1929-1930 годах работая в Газодинамической лаборатории (ГДЛ), В.П.Глушко изготовил опытные образцы ЭРД, провел испытания и доказал их работоспособность. Но из-за малой мощности ЭРД ученый стал работать над разработкой жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).
Характеристики ракетного двигателя в наибольшей степени определяются характеристиками компонентов ракетного топлива (КРП), которое в нем применяется. В 1930 г. В.П.Глушко исследовал такие окислители, как азотная кислота, растворы тетроксид азота в азотной кислоте, тетранитрометан, перекись водорода, хлорная кислота. В 1931 г. предложил химическое зажигание и самовоспламеняющееся топливо.
Валентин Петрович сам готовил необходимые смеси, отрабатывал технологию их изготовления и только потом передавал в лабораторию для изготовления и испытаний. Создавая конструкции ЖРД, В.П.Глушко разрабатывал агрегаты для подачи топлива различных типов — поршневые, турбонасосные и др. Многочисленные исследования многих пар КРП дали Глушко возможность сформулировать требования к ним. Исходя из требуемой эффективности ЖРД и эксплуатационных требований, он остановился на паре азотная кислота — керосин. Именно эта пара использовалась в его исследовательских ракетных двигателях (ОРМ-И — ОРМ-65).
Двигатели такого же типа он создавал во время войны для реактивных ускорителей самолетов. Это были РД-1 и другие. Для первой советской ракеты дальнего действия Р-1 (аналог Фау-2), ракет Р-2, Р-5 В.П.Глушко разрабатывает кислородно-спиртовые двигатели РД-100, РД-101, РД-103М с тягой на земле, соответственно — 26, 37, 44 тс). А для первой космической ракеты-носителя Р-7 были разработаны кислородно-керосиновые двигатели РД-107 и РД-108 (тяга на земле (в пустоте), соответственно 83/102 и 76/96 тс).
Но процесс горения в таких двигателях был недостаточно устойчивым. Кроме того, очень сложно хранить жидкий кислород. Поэтому, разрабатывая ЖРД для боевых ракет, В.П.Глушко вновь возвращается к использованию азотистого окислителя (азотный тетроксид), а в качестве топлива — несимметричного диметилгидразина. Ракеты с такими двигателями могли храниться годами в заправленном состоянии. Вооруженные силы получили действительно боевые ракеты, пригодные для многолетнего дежурства в готовности к немедленному пуску. Но для космических ракет были необходимы мощные двигатели. В азотно-кислотных двигателях РД-253 (тяга 150/166 тс) ракеты «Протон» для повышения мощности В.П.Глушко ввел дожигание газа-окислителя. Впоследствии введение этого же процесса в кислородно-керосиновых двигателях повысило не только их мощность, но и стабильность работы. На этом принципе был создан самый мощный в мире кислородно-керосиновый двигатель РД-170 с тягой 740/806 тс для ракет «Зенит» и «Энергия».
Конечно, усовершенствование ЖРД в КБ В.П.Глушка происходило не только за счет совершенствования ракетных топлив и процесса сгорания. Было обосновано и внедрено немало конструктивных наработок, в том числе — по форме и профилю сопла, охлаждения камеры сгорания, конструкции форсунок и т. Д.
Основана В.П.Глушко школа строительства ракетных двигателей и до сих пор не утратила своих позиций мирового лидера, а созданные в НПО «Энергомаш» им. В.П.Глушка двигатели США покупают для своих ракет «Атлас».
Авіація — космонавтика
Киевский политехник
Глушко В.П.
РД-170
РД-170
Главная — Поиск — Обзор — Алфавитный указатель: 0- 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9
A- B- C- D- E- F- G- H- I- J- K- L- M- N- O- P- Q- R- S- T- U- V- W- X- Y- Z
РД-170
| RD-170 Кредит: © Марк Уэйд |
Глушко LOx/керосиновый ракетный двигатель.
АКА : 11D520. Статус : Разработка завершена в 1976 году. Дата : 1981-93. Номер : 12 . Тяга : 7 903,00 кН (1 776 665 фунтов силы). Масса без топлива : 9 750 кг (21 490 фунтов). Удельный импульс : 337 с. Удельный импульс уровня моря : 309 с. Время горения : 150 с. Высота : 3,78 м (12,40 фута). Диаметр : 4,02 м (13,17 фута).
Двигатели РД-170 и РД-171 состояли из 4 камер, 1 турбонасоса и 2 газогенераторов разрабатывались одновременно. плоскостной кардан в РД-171, используемой на первой ступени ракеты-носителя «Зенит». РД-171 с помощью мехов обычно может поворачиваться на 6 градусов, но на испытаниях он достигал 8-10 градусов. Условия в камере — давление 300 атмосфер и 400-градусная газовая смесь, богатая кислородом — очень опасные условия.
Турбокомпрессор мощностью 170 МВт эквивалентен трем атомным ледоколам. Разработан в 1973-1985 гг. Цикл двигателя: ступенчатое сгорание. Окислитель: LOX при 432 кг/с. Топливо: керосин 166,2 кг/с. Двигатель можно сбросить до 56% от полной тяги. Масса камеры: 480 кг. Время горения: 140-150 сек. Диаметр указан на камеру.
Камеры: 4. Тяга (sl): 7 550 000 кН (1 697 300 фунтов силы). Тяга (сл): 769 876 кгс. Двигатель: 9 750 кг (21,490 фунтов). Давление в камере: 245,00 бар. Отношение площадей: 36,87. Отношение тяги к массе: 82,66. Соотношение окислителя и топлива: 2.6.
РД-171 Глушко LOx/керосиновый ракетный двигатель. Зенит этап 1. В производстве. В РД-171 использовался двухплоскостной кардан по сравнению с одноплоскостным карданным подвесом на РД-170, разработанном параллельно для Энергии. Первый полет 1985. |
| РД-180 Глушко LOx/керосиновый ракетный двигатель. Atlas III, Atlas V этап 1. В производстве. Первый полет 2000 г. Двухконтурная модификация четырехкамерного РД-170 на Зените. |
| РД-172 Глушко LOx/керосиновый ракетный двигатель. Зенит-3 1 этап (?). Разработан -1994. Модернизированная версия РД-171. Иметь квалификацию для полета в 1994 г. |
| РД-173 Глушко LOx/керосиновый ракетный двигатель. Зенит-3 1 этап (?). Концепция дизайна 1990-х годов. Модернизированная версия РД-171 с 4 камерами, 1 турбонасосом и 2 газогенераторами. Предназначен для форсированного Зенита с именем Зенит 3 |
РД-174 ЖРД Глушко LOx/Керосин. Ангарская очередь I. Разработана в 1995-. |
| РД-191 Глушко LOx/керосиновый ракетный двигатель. Предлагается для 1 очереди Ангары. Однокамерный от 4-х камерного РД-170 был бы дешевым и быстрым в разработке. Только к 2003 году дошел до стадии эскизного проекта. Подвес +/- 8 градусов в двух плоскостях. |
| РД-191М Глушко LOx/керосиновый ракетный двигатель. Ангарская очередь I. Разработан в 1996-. Однокамерный вариант РД-170/РД-171. |
| РД-192 Ракетный двигатель Глушко ЛОх/ЛЧ5. Предлагаемый метановый вариант РД-191. Подвес +/- 8 градусов в двух плоскостях. В 1996 году предполагалось, что разработка прототипа займет четыре года. Коэффициент расширения сопла 262/0,75=349. |
РД-192. 2 Ракетный двигатель Глушко ЛОх/ЛЧ5. Разработан в 1996-н.г. Предлагаемый вариант РД-192. Ступенчатый цикл сжигания с генератором высокотопливного газа. Подвес +/- 8 градусов в двух плоскостях. |
| РД-192.3 Ракетный двигатель Глушко ЛОх/ЛЧ5. Разработан в 1996-н.г. Предлагаемый вариант РД-192. Цикл газогенератора. Подвес +/- 8 градусов в двух плоскостях. Статус 1998 г. — проект на базе прототипа РД-191, разработка рассчитана на четыре года. |
| РД-192С Ракетный двигатель Глушко ЛОх/ЛЧ5. Разработан в 1996-н.г. Предлагаемый вариант РД-192. Ступенчатый цикл сжигания с генератором газа, богатого окислителем. Подвес +/- 8 градусов в двух плоскостях. |
Страна : Россия.
Ракеты-носители : Энергия,
Вулкан,
Энергия М.
Пропелленты : Lox/керосин.
Этапы : Вулкан 0,
Энергия Страпон.
Агентство : Бюро Глушко.
Библиография : 225,
287,
317,
342,
347,
7502.
Вернуться к началу страницы
Главная — Поиск — Обзор — Алфавитный указатель: 0- 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9
A- B- C- D- E- F- G- H- I- J- K- L- M- N- O- P- Q- R- S- T- U- V- W- X- Y- Z
© 1997-2019 Марк Уэйд — Контакт
© / Условия использования
РД-171
РД-171
Главная — Поиск — Обзор — Алфавитный указатель: 0- 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9
A- B- C- D- E- F- G- H- I- J- K- L- M- N- O- P- Q- R- S- T- U- V- W- X- Y- Z
РД-171
| RD-170 Кредит: © Марк Уэйд |
Глушко LOx/керосиновый ракетный двигатель. Зенит этап 1. В производстве. В РД-171 использовался двухплоскостной кардан по сравнению с одноплоскостным карданным подвесом на РД-170, разработанном параллельно для Энергии.
АКА : 11D521. Статус : В производстве. Дата : 1976-86. Номер : 60 . Тяга : 7 903,00 кН (1 776 665 фунтов силы). Масса без топлива : 9 500 кг (20 900 фунтов). Удельный импульс : 337 с. Удельный импульс уровня моря : 309 с. Время горения : 150 с. Высота : 3,78 м (12,40 фута). Диаметр : 4,02 м (13,17 фута).
Двигатели РД-170 и РД-171 состояли из 4 камер, 1 турбонасоса и 2 газогенераторов разрабатывались одновременно. плоскостной кардан в РД-171, используемой на первой ступени ракеты-носителя «Зенит». РД-171 с помощью мехов обычно может поворачиваться на 6 градусов, но на испытаниях он достигал 8-10 градусов. Условия в камере — давление 300 атмосфер и 400-градусная газовая смесь, богатая кислородом — очень опасные условия. РД-170 было очень трудно доказать, и многие конструкторы считали, что это невозможно. Страпоны первой ступени были извлечены под парашютами и возвращены на Байконур для изучения.
Турбокомпрессор мощностью 170 МВт эквивалентен трем атомным ледоколам.
Разработан в 1973-1985 гг. Цифры указаны на камеру. Цикл двигателя: ступенчатое сгорание. Окислитель: LOX при 432 кг/с. Топливо: керосин 166,2 кг/с. Двигатель можно сбросить до 56% от полной тяги. Масса камеры: 480 кг. Время горения: 140-150 сек. Диаметр указан на камеру.
Камеры: 4. Тяга (sl): 7 550 000 кН (1 697 300 фунтов силы). Тяга (сл): 769 876 кгс. Двигатель: 9 500 кг (20 900 фунтов). Давление в камере: 245,00 бар. Отношение площадей: 36,87. Отношение тяги к весу: 84,84. Соотношение окислителя и топлива: 2.63.
Страна : Россия.
Пропелленты : Lox/керосин.
Этапы : Ангара Этап 1,
Зенит-А.
Агентство : Бюро Глушко.
Библиография : 287,
317,
342,
7503.
Зенит этап 1. В производстве. В РД-171 использовался двухплоскостной кардан по сравнению с одноплоскостным карданным подвесом на РД-170, разработанном параллельно для Энергии. Первый полет 1985.
Ангарская очередь I. Разработана в 1995-.
2 Ракетный двигатель Глушко ЛОх/ЛЧ5. Разработан в 1996-н.г. Предлагаемый вариант РД-192. Ступенчатый цикл сжигания с генератором высокотопливного газа. Подвес +/- 8 градусов в двух плоскостях. 
