Ал 35 двигатель: Для российских истребителей разработают единый двигатель

СМИ: Китай готов отказаться от российских авиационных двигателей

Китай отказывается от использования российских двигателей АЛ-31Ф на истребителях-невидимках J-20, отдавая предпочтение собственным разработкам, пишут СМИ. Пекин действительно намерен выйти на «импортозамещение» при создании истребителей, однако пока это технически невозможно, считают эксперты. Тем не менее, решение этой проблемы — лишь вопрос времени.

На прошлой неделе газета South China Morning Post (SCMP) сообщила, что в будущем китайские истребители 5-го поколения с малой радиолокационной заметностью J-20 больше не будут поставляться с российскими двигателями AЛ-31Ф. Решение, по данным издания, связано с тем, что Россия настаивает на увязке будущих продаж двигателей АЛ-31Ф с дальнейшими сделками по импорту Су-35.

«Китай не может полагаться на российский двигатель, потому что Россия попросила Китай закупить больше истребителей Су-35 в обмен на сделки с двигателями АЛ-31Ф», — сообщил South China Morning Post инсайдерский источник.

Впрочем, специалист по китайскому оборонно-промышленному комплексу, старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин не согласен с выводами китайской прессы.

«Россия никогда не увязывала поставки двигателей АЛ-31Ф в Китай с закупками каких-либо российских истребителей, в частности Су-35С.

Эти двигатели в различных модификациях массово поставлялись в КНР для оснащения самолетов китайского производства задолго до заключения контракта на поставку Су-35С в 2015 году, в том числе и на фоне затяжных, трудных переговоров по контракту на Су-35 в первую половину 2010-х годов», — отмечает эксперт.

Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая первыми приобрели многоцелевой сверхманевренный истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++ Су-35.

Закупка 24 истребителей была осуществлена еще в рамках контракта 2015 года. Но, как сообщает SCMP, ВВС НОАК более не заинтересованы в приобретении дополнительных Су-35. При этом источник издания утверждает, что

авиастроительная промышленность Китая достигла аналогичных, если не превосходящих, возможностей в ударном истребителе J-16.

«За исключением преимущества российского истребителя в большем радиусе боевого применения, по всем остальным ТТХ (бортовая РЛС, навигационная система и другие электронные компоненты) Су-35 уступает китайскому истребителю J-16», — считают в SCMP.

По мнению Василия Кашина, несмотря на активную рекламу в СМИ массово закупаемых ВВС НОАК в последние годы китайских истребителей J-16 (к слову, созданных на базе Су-30МКК) и наличие на них РЛС с АФАР, нет оснований предполагать, что они по реальным боевым возможностям превосходят российские Су-35С. Су-35С рассматриваются в ВВС НОАК в качестве ценного приобретения, размещены на стратегически важном направлении и регулярно задействуются в крупных учениях.

Временная замена

«В то же время не подлежит никакому сомнению, что китайцы намерены перейти к выпуску истребителя пятого поколения исключительно на собственных двигателях второго этапа. Более того, со временем так наверняка и произойдет, точно так же, как после многолетних усилий было достигнуто импортозамещение в отношении двигателей для истребителей четвертого поколения», — отмечает Василий Кашин.

По данным South China Morning Post, НОАК переходит на WS-10C — усовершенствованную версию более старого турбореактивного двигателя Шэньян (Shenyang) WS-10. Инсайдер издания подтвердил, что в будущем истребители J-20 будут поставляться с двигателями WS-10C, которые, по его мнению, по своим характеристикам будут аналогичны AЛ-31Ф.

Как признает источник SCMP, и AЛ-31Ф, и WS-10C являются временными решениями. Предполагалось, что J-20 поступит в серийное производство с новым двигателем WS-15, но истребитель был срочно принят на вооружение с АЛ-31Ф на фоне резкого спада в американо-китайских отношениях во время президентства Дональда Трампа.

Двигатель WS-15, который разрабатывается с 2005 года, позволит китайским истребителям J-20 поддерживать сверхзвуковую скорость полета без использования форсажного режима.

Инсайдеры китайской индустрии в 2018 году выразили оптимизм по поводу того, что WS-15 находится на пороге сертификации, но эти надежды не оправдались.

Тем не менее, китайская авиационная промышленность продолжает бороться за то, чтобы довести WS-15 до состояния серийного производства. В предыдущие годы сообщалось, что монокристаллические лопатки турбины WS-15 страдают от проблем с надежностью и ресурсом. В 2015 году во время испытаний двигатель WS-15 и вовсе взорвался, сообщает издание The National Interest.

Проблемы c двигателем WS-15 все еще не решены, и руководство ВВС НОАК начинает терять терпение: «Использование WS-10C для замены российских двигателей было вызвано тем, что WS-15 не прошел всех положенных испытаний», — сообщил источник SCMP.

Военно-воздушные силы НОАК недовольны окончательными результатами, требуя, чтобы специалисты по двигателям работали над WS-15 до тех пор, пока он не будет соответствовать всем стандартам, например, американскому двигателю F119, используемому на истребителе F-22 Raptor, пишет NI.

Пандемия COVID-19 еще больше загнала в тупик доводку WS-15, которой не видно конца, делает вывод американское издание.

«Преждевременно посыпать голову пеплом»

Как подчеркнул в разговоре с «Газетой.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, любой авиационный двигатель — это самое технологичное изделие, которое только может быть в машиностроении. Это, без всякого преувеличения, заоблачная вершина отрасли.

Двигателестроительных держав в мире существенно меньше чем ядерных.

Если посмотреть, кто, к примеру, может производить реактивные двигатели с тягой 12-14 тонн для среднемагистральных гражданских лайнеров (типа Boeing 737 и МС-21), то список фирм окажется весьма и весьма коротким. Это американская компания Pratt & Whitney, британский Rolls-Royce, российская ОДК и альянс General Electric с французской корпорацией Safran SA (GE делает «горячую» часть двигателя, Safran SA – «холодную»). То есть на выходе получается пять экономических субъектов, которые находятся всего в четырех странах. В равной степени вышесказанное относится и к силовым установкам, устанавливаемым на военные самолеты.

По мнению эксперта, рано или поздно Китай войдет в этот привилегированный клуб. Случилось ли это уже — большой вопрос. Номинальную тягу в 15-20 тонн получить, к примеру, еще можно, но возникают вопросы — как при этом будет выглядеть ресурс двигателя, его надежность, а сколько он уже налетал, а изготовлен ли двигатель в единичных экземплярах или уже запущена серия.

«Пока преждевременно посыпать голову пеплом и говорить о том, Китай обогнал Россию в сфере двигателестроения.

Эти сообщения выглядят сомнительно. Если один или два опытных двигателя полетели, то на данном этапе это еще не говорит о решении проблемы в целом», — считает Константин Макиенко.

Тем не менее, по мнению Василия Кашина из НИУ ВШЭ, вопрос заключается лишь во времени, которое потребуется Китаю для решения этой задачи и в том, насколько далеко к этому моменту уйдет прогресс в двигателестроении в России и на Западе.

В качестве вывода можно еще раз сказать, что инсайдерские источники South China Morning Post никакого доверия не вызывают. Как правило, вопросы, связанные с поставками российского вооружения и военной техники в целом (и авиационных двигателей в частности) в Китай до предела засекречиваются (временами фиксируется просто какая-то мега засекреченность), причем это происходит, как правило, исключительно по инициативе Пекина.

И представить, чтобы региональное издание типа South China Morning Post стало обладателем какой-либо эксклюзивной (и самое главное, достоверной) информацией по перспективным разработкам в сфере национального двигателестроения и тем более местное СМИ ознакомилось с деталями военно-технического сотрудничества Китая в этой сфере с Российской Федерацией, надо иметь весьма богатую фантазию.

В свою очередь, по информации источников «Газеты.Ru», никаких алармистских настроений и связанных с ними оперативных решений в российском оборонно-промышленном комплексе не наблюдается. Работа продолжается, производство не остановлено, поставки как шли, так и идут.

Разработка унифицированного двигателя для истребителей «Су»

Разработка унифицированного двигателя для истребителей «Су»
bmpd
July 21st, 2020

Как сообщает газета «Коммерсантъ» в материале Ольги Никитиной «Истребителям дадут тягу. ОДК разрабатывает унифицированный двигатель для «Су», Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в «Ростех») разрабатывает унифицированный двигатель для самолетов Су-27, Су-30, Су-35. Работа ведется на основе основных деталей и узлов предыдущих двигателей. Основой для него может стать двигатель «изделие 117», что позволит уйти от использования устаревающих агрегатов АЛ-31Ф и АЛ-31ФП, считают эксперты. Проект как минимум снизит затраты на эксплуатацию, а также может позволить увеличить тягу, что решит проблему «недомоторизации» некоторых истребителей. Помимо внутреннего рынка у унифицированного двигателя есть «определенные экспортные перспективы» в Индии и Китае.

Двигатель АЛ-41Ф-1С (с) naukatehnika.com

Предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации ПАО ОДК-УМПО разрабатывает проект по унификации двигателя для самолетов семейства «Су». «Мы сегодня рассматриваем возможность создания универсального двигателя, в котором будут использованы основные детали и узлы предыдущих двигателей с целью получения более высоких технических характеристик,— сказал управляющий директор ОДК-УМПО Евгений Семивеличенко.— Но это некий универсальный двигатель, который возможно устанавливать на самолеты Су-27, Су-30, Су-35 без доработки планера». Он отметил, что заказ существует со стороны главного клиента, Минобороны, и эта работа ведется.

По словам господина Семивеличенко, заказчику достаточно обременительно содержать парк с различными модификациями, сериями и исполнениями двигателей, а для завода, в свою очередь, унификация позволила бы обеспечить конвейерность и снизить себестоимость производства.

Замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко называет идею унификации двигателя плодотворной. Проект позволит постепенно унифицировать двигатели тяжелых истребителей «Су» на основе использования технологии «изделия 117» (используется в Су-57 и Су-35С) и уйти от устаревающих АЛ-31Ф и АЛ-31ФП, говорит он. Кроме того, отмечает господин Макиенко, фронтовые бомбардировщики Су-34 и многоцелевые истребители Су-30СМ явно «недомоторизованы» и нуждаются в более мощных двигателях, особенно это относится к более тяжелому Су-34. «Новые модернизированные модификации истребителя Су-35С будут тяжелеть и также потребуют дополнительной тяги»,— говорит он.

Для продаж такого агрегата существует огромный внешний рынок, подчеркивает эксперт. «Весь индийский парк Су-30МКИ — а это 272 единицы — стоит на пороге модернизации в середине срока службы, и логично в ходе этой модернизации добавить им тяги, особенно носителям тяжелой авиационной ракеты BrahMos»,— рассуждает господин Макиенко. Китайские истребители J-10 и перспективный комплекс J-20, а также палубные J-15, в свою очередь, остро нуждаются в наращивании тяги, продолжает он. В целом парк индийских и китайских истребителей, которым может понадобиться такой продукт, уже сейчас насчитывает до 700 единиц и будет расти.

Также, по словам эксперта, проект можно реализовать «за умеренные деньги и в разумные сроки» до четырех-пяти лет, тогда как создание нового двигателя с нуля занимает 10–15 лет, что «фатальным образом обесценивает разработку боевых авиационных комплексов нового поколения».

Господин Макиенко полагает, что в пользу этого двигателя можно было бы отказаться от программы «Изделие 30» (двигатель второго этапа для многофункционального российского истребителя пятого поколения Су-57). Но исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что двигатель второго этапа для Су-57 — программа, с которой связано достижение целевых характеристик самолета, а также одно из обязательных условий развития сотрудничества с Индией по истребителю пятого поколения.

Унифицированный двигатель, по мнению эксперта, решает в первую очередь внутренние проблемы, поскольку даже без учета улучшения характеристик обеспечивает сокращение эксплуатационных затрат для основного заказчика в лице Минобороны, у которого есть большой парк истребителей Су-27 и Су-30. В будущем определенный спрос может быть и со стороны Китая, который закупал самолеты Су-27, Су-30, Су-35, а при наличии дополнительных преимуществ с точки зрения летных характеристик интерес к двигателю могут проявить и другие инозаказчики.

Tags: ОДК, Россия, Су-27, Су-30, Су-34, Су-35, Су-57, авиация, двигатели

Двигатель F-35 находится на перепутье, на карту поставлены миллиарды долларов для промышленности. Но, несмотря на годы разработки и дебатов, путь вперед еще не ясен.

В связи с тем, что ракетная мощность истребителя пятого поколения, средства радиоэлектронной борьбы и системы наведения выходят за рамки первоначально задуманного, а ВВС США обеспокоены потенциалом войны против Китая, служба планирует повысить мощность и охлаждающую способность истребителя. Ф-35.

Но есть несколько вариантов, как туда добраться. Один из подходов заключается в проведении серии модернизаций существующего двигателя F135 производства Pratt & Whitney, который в настоящее время используется на F-35 в рамках программы Enhanced Engine Program.

Еще один потенциальный вариант — замена совершенно нового двигателя с использованием передовых технологий, таких как третий поток воздуха для повышения топливной экономичности и тяги. Pratt & Whitney и General Electric Aviation разработали конкурирующие версии в рамках программы Adaptive Engine Transition Program, известной как AETP.

Официальные представители Министерства ВВС и обороны пока не решили, получит ли F-35 новый адаптивный двигатель или модернизированный F135. Но в течение следующего года компании ожидают, что будущие планы военных станут предметом пристального внимания.

Решение военных определит будущую мощность и двигательные возможности краеугольного камня истребительного флота ВВС, не говоря уже о том, на что в конечном итоге пойдут миллиарды оборонных долларов.

У компаний разные взгляды на то, подходит ли адаптивный двигатель для F-35. GE Aviation заявляет, что XA100 — его версия адаптивного двигателя — значительно улучшит тягу, скорость, дальность полета и управление теплом, что даст ему возможность работать с более совершенными системами.

Но в то время как Pratt & Whitney продолжает работу над своим адаптивным двигателем XA101, даже предполагая, что он будет использоваться для разрабатываемой ВВС платформы Next Generation Air Dominance, официальные лица компании утверждают, что было бы ошибкой ставить совершенно новый двигатель в одном- двигатель истребителя.

Если новый адаптивный двигатель на одномоторном F-35 выйдет из строя в воздухе, говорят в Pratt & Whitney, самолет и пилот могут оказаться в опасности. И если проблема будет обнаружена на земле, предупреждает компания, это может вывести из строя важную часть парка истребителей ВВС до тех пор, пока не будет найдено решение, что нанесет удар по боевой готовности.

Двигатель Pratt & Whitney F135, используемый в истребителе F-35 Lightning II, проходит испытания на базе ВВС Арнольд в Таллахоме, штат Теннеси. (PRNewsfoto/Pratt & Whitney) Двигатель повлечет за собой меньше новых факторов и меньший риск, а усовершенствованная версия по-прежнему будет иметь улучшенный сердечник, обеспечивающий дополнительную мощность, тягу, дальность полета и охлаждение.

Но чиновники, отвечающие за F-35, так или иначе должны принять решение, сказал Defense News Дэн Грейзер, военный аналитик Проекта государственного надзора и критик программы, — и программа может’ не могу ждать.

«Чем дольше они будут откладывать это решение, тем больше будет построено F-35, которые нужно будет модифицировать для работы с этими двигателями», — сказал Грациер. «Чем раньше они примут решение об этом, тем лучше будет для всех, потому что любая задержка приведет к увеличению будущих расходов».

Работа в горячем состоянии

Требования к управлению температурным режимом F-35 значительно возросли с момента его создания, когда была разработана текущая силовая установка F135. По мере того, как истребитель достигает своей полной способности Block 4, которую Счетная палата правительства теперь ожидает в 2029 году.— истребитель будет греться сильнее, что потребует более мощного охлаждения.

Модернизация Block 4, которая удовлетворит повышенные потребности F-35 в охлаждении, будет включать в себя расширенные возможности радиоэлектронной борьбы, улучшенное распознавание целей и способность нести больше ракет, среди других функций.

На апрельских слушаниях в комитете Палаты представителей по делам вооруженных сил министр ВВС Фрэнк Кендалл заявил, что двигатель AETP, хотя до его полной разработки еще несколько лет, может обеспечить повышение производительности на 20-25% и значительную экономию средств.

«Это будет существенное улучшение по сравнению с текущими возможностями», — сказал Кендалл. «Двигатель AETP обеспечит повышенную мощность, которая нам понадобится, поскольку мы продолжаем модернизировать F-35. … И у нас будет очень большой парк F-35. Таким образом, экономия топлива, которую мы могли бы достичь с помощью этого двигателя, была бы значительной выгодой».

В конце июня на круглом столе с журналистами в Пентагоне руководитель отдела закупок ВВС Эндрю Хантер высоко оценил прогресс, достигнутый GE и Pratt & Whitney в разработке адаптивных двигателей, назвав первые результаты испытаний «очень обнадеживающими».

«Преимущества в мощности, управлении температурным режимом и эффективности использования топлива, которые мы искали, были продемонстрированы в программе испытаний», — сказал Хантер.

Хантер добавил, что возможности, которые первоначально предназначались для обеспечения AETP, такие как увеличенная дальность полета и лучшая способность справляться с высокими температурами при использовании современной электроники, оказываются именно тем, что понадобится F-35 в борьбе с Китаем.

В самой последней Стратегии национальной обороны администрации Байдена по-прежнему указывается Китай — с его модернизированными военными и передовыми возможностями, такими как гиперзвуковое оружие — как главная угроза, стоящая перед Соединенными Штатами, называя его «нашим самым значительным стратегическим конкурентом» в публичном резюме секретный документ. В нем также указано, что Россия представляет «острую угрозу».

В настоящее время ведутся два ключевых исследования, которые помогут определить путь развития будущего двигателя F-35. Управление совместной программы F-35 с помощью ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты проводит оценку экономического обоснования, изучая доступные и предлагаемые варианты системы управления температурным режимом двигателя и мощности, которые могут обеспечить желаемые возможности охлаждения.

Это исследование, которое, как ожидается, будет завершено к августу, оценит стоимость, график, производительность и технические риски каждого варианта, чтобы как руководители служб США, так и официальные лица из стран-партнеров, летающих на F-35, могли принять решение.

Члены 380-й экспедиционной эскадрильи материально-технического обеспечения Оперативного центра аэровокзала выкатывают двигатель F-35A Lightning II из самолета C-17 Globemaster III, 26 августа 2020 года, на авиабазе Аль-Дафра, Объединенные Арабские Эмираты. (Технический сержант Чарльз Тейлор / ВВС США)

Главный старшина Мэтью Олей, представитель Объединенного программного офиса F-35, сказал, что его офис управления программой двигателей проинформирует Объединенный исполнительный руководящий совет истребителя о результатах исследования. падение. Но он сказал, что пока не ясно, когда будет принято окончательное решение.

Военно-воздушные силы также проводят дополнительную оперативную оценку, предназначенную для более широкого исследования, в котором рассматривается, как эти различные решения могут проявиться в реальной боевой ситуации. В мае ВВС проинформировали официальных лиц о первоначальных выводах исследования, и ожидается, что оно завершится в сентябре.

«Если решение дает дополнительную дальность, выносливость или полезную нагрузку, возникает вопрос: что это на самом деле означает на войне?» Генерал-лейтенант Эрик Фик, бывший исполнительный директор совместной программы F-35, рассказал об оперативной оценке ВВС во время еще одного апрельского слушания перед комитетом Палаты представителей по вооруженным силам. «Что это на самом деле означает в Азиатско-Тихоокеанском [регионе], когда дело доходит до фактического использования этой системы в бою?»

В этом году ВВС стремились собрать информацию, которая могла бы заложить основу для внедрения адаптивного двигателя в F-35. В январе служба опубликовала запрос информации о программе замены адаптивных двигателей F-35, целью которой является запуск низкопроизводительного начального производства в 2028 году. струя. В заявках должны были быть указаны потенциальные проблемы в цепочке поставок, способы устранения потенциальных рисков, основные факторы затрат и способы сокращения расходов подрядчиком.

Но если ВВС выберут маршрут AETP, сказал Кендалл законодателям Палаты представителей, он полностью заменит F135, а это означает, что в арсенале F-35A не будет второго типа двигателя.

Кендалл сказал, что стоимость полной разработки AETP и запуска производства может превысить 6 миллиардов долларов.

Компания Pratt & Whitney заявила, что ее усовершенствованная модернизация двигателя для F135 может сделать работу намного дешевле, примерно за одну треть стоимости разработки AETP. Pratt & Whitney прогнозирует, что модернизированные двигатели будут стоить столько же, сколько F135, и могут сэкономить до 40 миллиардов долларов на затратах в течение жизненного цикла.

Отраслевые предложения

Джен Латка, вице-президент Pratt & Whitney по программе двигателей F135, сказала, что компания будет следить за следующей встречей Объединенного исполнительного совета F-35 этой осенью, чтобы понять, что будет с двигателями для истребителей в будущем.

«Решения относительно потоков финансирования в [прогнозах расходов на оборонную программу будущих лет] должны быть приняты относительно скоро, — сказал Латка в интервью Defense News 6 июня, — потому что мы опоздали с этим. Это должно быть заложено в бюджете».

В интервью 21 июня в офисе GE Aviation в округе Колумбия вице-президент по передовым программам боевых двигателей сказал, что опубликованное в следующем году бюджетное предложение на 2024 финансовый год будет показательным.

«Это будет очень важный документ, чтобы увидеть, куда хотят двигаться ВВС и куда [канцелярия министра обороны]», — сказал Дэйв Твиди в интервью Defense News.

Обе компании рассказывают об ожидаемых улучшениях, которые могла бы обеспечить их предпочитаемая двигательная установка.

Pratt & Whitney заявила, что ее подход к программе Enhanced Engine Program, которая позволит модернизировать F135, может обеспечить полную мощность блока 4, увеличить тягу и дальность полета более чем на 10%, а также обеспечить более чем 50% улучшение тепловой мощности.

Твиди сказал, что двигатель GE XA100 способен обеспечить на 25% большую топливную экономичность, чем текущий F135, что увеличило бы дальность полета F-35 на 30%. Он также сказал, что это может обеспечить на 10-20% больше тяги, что приведет к увеличению ускорения на 25-40% и удвоению теплового режима.

(GE Aviation)

«Вы хотите что-то, что может обеспечить трансформационные возможности, актуальные для эксплуатации на годы и десятилетия вперед?» — сказал Твиди. «Не просто поэтапный подход, который может решить проблемы следующих пяти лет?»

Твиди сказал, что двигатель XA100 состоит из трех элементов, которые позволяют ему реализовать эти возможности. Один из них — это адаптивный цикл, который позволяет «бесшовно приспосабливаться» к конфигурации, обеспечивающей наибольшую мощность и эффективность в данной ситуации.

Он также имеет третий поток воздуха, который служит для охлаждения как двигателя, так и струи — функция, ранее не существовавшая в авиационных двигателях.

И, наконец, адаптивный двигатель GE использует новые передовые материалы и технологии производства; Двигатель отходит от традиционного суперсплава на основе никеля и вместо этого использует композиты с керамической матрицей для турбин и других компонентов, которые могут выдерживать тысячи градусов, при которых работают эти двигатели.

Эти композиты в три раза легче традиционных сплавов, сказал Твиди, и могут выдерживать еще сотни градусов.

«Когда вы запускаете двигатели на более высоких температурах, вы получаете от них больше производительности», — сказал Твиди. «Но в то же время при этих более высоких температурах и более высоких характеристиках [композиты] обеспечивают повышенную долговечность по сравнению со сплавами на основе никеля».

(любезно предоставлено Pratt & Whitney)

Твиди также сказал, что двигатель более широко использует аддитивное производство или 3D-печать, что позволяет его инженерам создавать компоненты, которые невозможно изготовить с помощью традиционных методов изготовления.

Pratt & Whitney признает, что такие усовершенствования, как композиты с керамической матрицей, могут быть ценными, но компания не считает, что использование совершенно другого материала в F-35 является правильным шагом.

«Когда вы отправляетесь в поле, вы узнаете что-то новое о любой новой технологии, а не только о двигателях», — сказал Латка. «С двигателями сложно чему-то научиться, потому что вы запускаете эту штуку в воздухе. Когда у тебя одномоторный истребитель, стандарты безопасности другие. Потому что, если этот двигатель даст сбой и выключится, вы потеряете самолет и подвергнете пилота опасности».

Вопросы стоимости и вариантов

Латка также указал на соображения стоимости и устойчивости, когда речь идет об установке нового адаптивного двигателя на однодвигательный F-35.

«Если у вас есть две конфигурации двигателей, вам нужно иметь две инфраструктуры поддержки для их поддержки», — сказал Латка. «Это не просто объекты — разные склады, другое вспомогательное оборудование. Это также означает наличие двух разных инженерных организаций, поскольку вы управляете несколькими конфигурациями. Это инструменты, вспомогательное оборудование, обучение, ремонт — все это должно быть несколько продублировано».

Твиди сказал, что адаптивный двигатель GE может помочь контролировать затраты на содержание F-35. «Когда вы начинаете экономить 25% расхода топлива и начинаете повышать надежность, это действительно может привести к снижению затрат в течение жизненного цикла в долгосрочной перспективе».

Но есть проблема, которая может увеличить стоимость адаптивного двигателя: текущие предложения не подходят для всех трех версий F-35.

Адаптивные двигатели GE и Pratt & Whitney будут устанавливаться на F-35A, на которых летает ВВС. GE заявила, что ее двигатель также подойдет для варианта авианосца F-35C, который эксплуатируется ВМС и Корпусом морской пехоты. Но в настоящее время двигатели не работают в самолетах морской пехоты F-35B с коротким взлетом и вертикальной посадкой.

Ударный истребитель морской пехоты F-35B, кажется, парит над взлетно-посадочной полосой во время первого короткого взлета и вертикальной посадки на базе ВВС Эглин, штат Флорида, 25 октября. Важная учебная миссия пилотировал майор Брендан М. Уолш из Учебной штурмовой эскадрильи истребителей морской пехоты-501. Уолш недавно прошел квалификацию по операциям вертикальной посадки на авиабазе морской пехоты Юма, штат Аризона, в рамках подготовки к этой миссии. (Фото ВВС США/Сэмюэл Кинг-младший)

Компания Pratt & Whitney заявила, что все три варианта F-35 могут принять модернизированный F135 в рамках программы Enhanced Engine Program, или EEP, требующей минимальных испытаний и изменений планера для интеграции.

Грег Хейс, исполнительный директор компании Raytheon Technologies, владеющей Pratt & Whitney, прошлой осенью выразил сомнение в том, что ВВС могут позволить себе разработку адаптивного двигателя с учетом ограничений вариантов.

Фик также выразил скептицизм по поводу того, сможет ли адаптивный двигатель работать на F-35, отличных от модели «А», что означает, что ВВС должны будут взять на себя его полную стоимость. В сентябре журнал Air Force сообщил, что Фик сказал, что двигатель AETP «потребует значительных модификаций», чтобы соответствовать F-35C, и назвал его «полностью не пусковым» для F-35B.

Но Твиди сказал, что это решаемая проблема, и сейчас GE пытается выяснить, как создать версию адаптивного двигателя, которая подошла бы для F-35B. По его словам, инженерное исследование адаптивного двигателя F-35B проводится совместно с Корпусом морской пехоты в надежде, что этой осенью будет получена информация о потенциальных характеристиках.

«Это не «можем ли мы» [вопрос], это «насколько хорошо мы можем с этим справиться?», — сказал Твиди.

Pratt & Whitney заявила, что ее F135 способен справиться с потребностями в мощности модернизации F-35 Block 4, но что они выдвинут его возможности охлаждения далеко за пределы первоначальных спецификаций. Латка сказал, что система управления температурным режимом на F135 теперь работает в два раза быстрее, чем она была разработана.

А когда двигатель должен работать больше, он нагревается сильнее, что приводит к увеличению потребности в техническом обслуживании и увеличению стоимости жизненного цикла. «Этот двигатель делает все, что нужно пилоту», — сказал Латка. «Это вопрос стоимости, а не вопрос возможностей».

Вот почему F135, который практически не изменился с первых дней программы F-35, требует проведения работ по модернизации в рамках EEP, сказал Латка.

«Чтобы включить Блок 4 для будущей угрозы, требуется [система управления температурным режимом]», — сказал Латка. «Но вы бы никогда не поставили новый двигатель, чтобы удовлетворить это требование [охлаждения]. [Есть] гораздо более простые, менее дорогостоящие и менее разрушительные решения для удовлетворения этого требования».

Третий поток воздуха в адаптивном двигателе — это впечатляющая технология, сказала она, но это не единственная технология, которую можно использовать для повышения эффективности F-35. По ее словам, улучшенное ядро ​​EEP обеспечивает большую эффективность использования топлива в F135 — не так сильно, как адаптивный двигатель, но все же значительное увеличение.

«Мы уже на пути к выводу этой технологии на рынок», — добавил Латка.

Pratt & Whitney заявила, что планирует завершить испытания своего адаптивного двигателя XA101 в 2023 году, и что пока тесты показывают, что технология соответствует поставленным задачам.

Твиди сказал, что GE построила и испытала два полномасштабных прототипа двигателя XA100, один из которых впервые был запущен в конце декабря 2020 года на своем заводе в Эвендейле, штат Огайо, недалеко от Цинциннати. Испытания этого двигателя, в том числе некоторые на высоте над уровнем моря, продолжались в течение первых трех месяцев 2021 года.

Компания GE начала первую фазу испытаний другого прототипа на объекте в Эвендейле в августе 2021 года, которые продлились до ноября. По словам Твиди, это было сосредоточено в первую очередь на структурных и механических испытаниях и началось рассмотрение характеристик двигателя.

В настоящее время этот двигатель проходит второй этап испытаний в Инженерно-конструкторском комплексе Арнольда на базе ВВС Арнольд в Теннесси, где испытания больше напоминают условия полета и более точно измеряют результаты, чем на собственном предприятии GE. Эти испытания с участием команд из GE, Центра управления жизненным циклом ВВС и авиабазы ​​Арнольд начались 25 марта и, как ожидается, завершатся к концу лета.

Твиди сказал, что текущие тесты запускают двигатель в нескольких различных условиях, с которыми он может столкнуться в полете, таких как разные высоты и настройки мощности, чтобы определить, как он будет работать в различных сценариях. Он сказал, что испытания уже доказали, что XA100 может обеспечить дополнительную топливную экономичность, тягу и другие рабочие характеристики, для которых он был разработан.

Более точные исследования, проводимые на авиабазе Арнольд, позволят получить точные данные, которые потребуются для проектных работ, если система перейдет в стадию разработки и производства, сказал он.

«Основной вопрос: работает ли эта технология? Он зрелый?» Мы как бы ответили на этот вопрос», — сказал Твиди. «Вот почему я думаю, что вы начинаете видеть гораздо более серьезные обсуждения, конечно, публично, но также и в частном порядке, о том, каковы следующие шаги для продвижения вперед с этой технологией?»

Купол Капитолия США виден на восходе солнца над Вашингтоном, округ Колумбия, 25 сентября 2013 г. В Сенате США предстоят воскресные дебаты по поводу того, следует ли продолжать работу правительства, но пререкания по поводу подписанного президентом США Бараком Обамой закона о здравоохранении опасны для федеральных агентств. близко к отключению. Расколотый Конгресс изо всех сил пытается одобрить временный законопроект о расходах, который держит двери правительства открытыми после того, как текущий финансовый год закончится в следующий понедельник. ФОТО AFP / Saul LOEB / ФОТО AFP / SAUL LOEB (Фото должно быть написано SAUL LOEB/AFP через Getty Images)

Твиди сказал, что GE ожидает, что ВВС продолжат работу над AETP, сославшись на свой запрос на финансирование программы в размере 286 миллионов долларов в 2023 финансовом году для этой программы.

И Конгресс выложил свою чековую книжку за усилия. В законопроекте о расходах на 22 финансовый год законодатели резко увеличили первоначальный запрос на финансирование AETP почти на 124 миллиона долларов на 460 миллионов долларов, в результате чего общие утвержденные расходы составили около 584 миллионов долларов.

Но для Грациера сложности и многолетние дебаты по поводу двигателя F-35 показывают «прямое следствие тех решений», которые были приняты, когда более двух десятилетий назад разрабатывалась концепция совместного ударного истребителя.

Проблема с вариантами F-35 и вероятность того, что адаптивный двигатель не будет работать для всех трех, «является одним из лучших аргументов против совместной программы, такой как F-35», — сказал он. По его словам, разные службы имеют разные задачи и потребности в своих истребителях, и попытка создать один общий планер, применимый к каждому из них, резко увеличила сложность и стоимость программы.

«Было бы здорово, если бы эти концепции были полностью раскрыты во время испытаний, до того, как мы начали закупать сотни и сотни F-35», — сказал Грациер. «Мы как бы пожинаем то, что посеяли еще в 1990-х».

О Стивене Лоузи

Стивен Лоузи — репортер Defense News о воздушных боях. Ранее он освещал вопросы руководства и персонала в Air Force Times и Пентагон, специальные операции и боевые действия в воздухе на сайте Military.com. Он ездил на Ближний Восток, чтобы освещать операции ВВС США.

Поделиться:

Семейство ТРДД АЛ-31Ф | armcom.net

Искать в

  • Новости и
    Пресс-релизы
  • Защита
    Продукты и
    Услуги
  • компаний
    &
    Организации
  • Защита
    Секторы продуктов и услуг
  • Выставки и
    Конференции
  • стран
  • Карта мировой оборонной промышленности

  • Видео

напр. airbus ds optronics (pty) ltd

ПОИСК

Добавить объявление

Предыдущий
ПрофильСледующий
Профиль

Семейство турбовентиляторных двигателей АЛ-31Ф

  • Общие
    Информация
  • Новости
    и пресс-релизы
  • Защита
    Секторы продуктов и услуг
  • компаний
    и организации
  • Фото
  • Видео

Описание

Двигатели АЛ-31Ф имеют модульную конструкцию, с четырехступенчатым регулируемым компрессором низкого давления и двухвальной турбиной. Девятиступенчатый компрессор высокого давления имеет первую группу ступеней переменной площади. Камера сгорания кольцевого типа. Одноступенчатые турбины высокого и низкого давления имеют активную регулировку радиального зазора. Воздушно-воздушный теплообменник системы охлаждения турбины размещен во внешнем канале и снабжен устройством, препятствующим протеканию воздуха в режиме работы двигателя с сухой тягой.

 

Дожигатель общий для обоих каналов. Сверхзвуковое сопло имеет переменную площадь сечения. Двигатель имеет верхнерасположенный редуктор, петлевую маслосистему и систему автономного пуска. Основная система управления — электронная, вспомогательная — гидравлическая. Двигатель отличается системой ограничения помпажа и высокой газодинамической устойчивостью компрессора.

 

Двигатели АЛ-31Ф выпускаются как в стандартном, так и в тропическом исполнении. Они работоспособны в широком диапазоне высот/скоростей, обеспечивают устойчивую работу в режимах глубокого помпажа воздухозаборника на числах Маха до 2,0, в управляемом, перевернутом и плоском штопоре, позволяют выполнять фигуры высшего пилотажа в динамическом режиме работы при отрицательных скоростях полета. до 200 км/ч. Двигатели обладают высокой газодинамической устойчивостью и долговечностью, что позволяет им работать в экстремальных условиях с неравномерностью и пульсацией давления на впуске.

 

Варианты

Двигатель АЛ-31Ф предназначен для установки на самолеты Су-27, Су-30, Су-32, Су-35. Двигатель АЛ-31Ф серии 3 предназначен для установки на самолет Су-33. Двигатель АЛ-31ФН является развитием двигателя АЛ-31Ф с нижним и верхним редуктором, разработанного для китайского самолета J-10A. Двигатель АЛ-31ФП является развитием двигателя АЛ-31Ф с поворотным соплом для Су-30МК.

Технический
Спецификация данных

 

АЛ-31Ф

АЛ-31ФН

 

АЛ-31ФП

 

Тяга на полном форсаже, кгс

12 500

12 500

12 500

Конкретное топливо

расход, кг/кгс/ч

экономичная мощность (H=0, M=0)

0,670

0,685

0,670

Габаритные размеры, мм:

 

длина

4 950

4 897

4 990

максимальный диаметр

1 240

1 140

1 280

Сухая масса двигателя, кг

1 530

1 547

 

1 570

 

С помощью России парк Су-30 в Индии станет еще более смертоносным предложение провести «серьезную модернизацию» индийского парка многоцелевых истребителей завоевания господства в воздухе Су-30МКИ. Какие преимущества принесет модернизация ВВС Индии? Спутник расследует.

Подробнее…

Первые кадры китайского истребителя пятого поколения

11.01.2016

МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Китайский истребитель пятого поколения J-20 был продемонстрирован на выставке Airshow China 2016. Боевой самолет совершил свой первый испытательный полет в 2011 году, и ожидается, что он поступит на вооружение китайских вооруженных сил в 2017–2019 годах.

 

Подробнее…

Ростех планирует подписать контракты на поставку различного оборудования на выставке Airshow China

31.10.2016

ЧЖУХАЙ /Китай/, 31 окт. /ТАСС/. Госкорпорация Ростех планирует подписать контракты с китайскими партнерами на поставку гражданской техники в рамках международной авиационной выставки Airshow China-2016, сообщили ТАСС в понедельник в пресс-службе корпорации. «В ходе Airshow China-2016 мы планируем подписать ряд соглашений о поставках вертолетной и другой гражданской техники китайским компаниям», — сказал директор Ростеха по международному сотрудничеству и региональной политике Виктор Кладов.