Содержание
ГП «Завод имени Малышева» готовится к выпуску танкового двигателя 6ТД-3 мощностью 1500 л.с.
?
- ГП «Завод имени Малышева» готовится к выпуску танкового двигателя 6ТД-3 мощностью 1500 л.с.
-
- bmpd
- April 22nd, 2016
Как сообщает харьковский портал «Status Quo» в материале Алексея Грищенко «В Харькове разрабатывают новый танковый двигатель«, в Харькове разрабатывают и готовят к выпуску танковый двигатель мощностью 1500 л.с. Об этом сообщили на ГП «Завод имени Малышева» (Харьков) по итогам визита на предприятие делегации из Литвы. На заводе уточнили, что двигатель разрабатывают на Харьковском КБ по двигателестроению, который является неотъемлемой частью деятельности завода.
Танковый дизельный двигатель 6ТД-3 разработки Харьковского конструкторского бюро двигателестроения ГП «Завод им. Малышева. Габаритный макет c выставки REA-2011 в Нижнем Тагиле в 2011 году (с) btvt.narod.ru
«Изготовление двигателя, его совершенствование и модернизация, установка на боевую машину — процесс, который полностью зациклен на предприятии», — уточнили на заводе им. Малышева.
Как отметили на заводе, гости из Литвы приняли участие в стационарном испытании танка, осмотрели двигатели 5-ТДФМ и 6ТД-2, узнали об их назначении и особенностях, о преимуществах последнего (его мощность — 1200 л.с., мощность аналога у конкурента — 850 л.с.).
Справка «SQ». В составе делегации, посетившей завод им.Малышева, были министр охраны края Литвы Юозас Олекас, директор департамента политики и планирования Министерства охраны края Литвы Гедре Статкявичютс, начальник Центра военной подготовки им. генерала Адольфаса Раманаускаса Альгирдас Норкус.
Комментарий bmpd. По всей видимости, речь идет о дизельном двигателе 6ТД-3 — последней деривации семейства харьковских танковых двухтактных дизельных двигателей 5ТД/6ТД. Двигатель 6ТД-3 в классе мощности 1400-1500 л.с. был начат созданием в Харьковском конструкторском бюро двигателестроения (ХКБД) еще в 1980-е годы для перспективного танка ХКБМ «Объект 477» («Молот»). Однако разработка 6ТД-3 растянулась на долгие годы. Впервые габаритный макет двигателя 6ТД-3 был публично продемонстрирован в сентябре 2011 года в Нижнем Тагиле на VIII Международной выставке вооружений, военной техники и боеприпасов (REA-2011), причем тогда уже заявлялось о подготовке 6ТД-3 к серийному производству. Как видно, «подготовка к серийному производству» 6ТД-3 продолжается по сей день. Вызывает сомнения способность ХКБД и Завода имени Малышева довести этот двигатель до приемлемых уровней надежности и ресурса в нынешних производственно-экономических условиях на Украине.
Tags: Оплот, Украина, бронетанковая техника, двигатели, наземная техника, наземное вооружение, танки
Проблемы семейства танковых двигателей 6ТД производства Завода им.
В.А. Малышева: diana_mihailova — LiveJournal
В итоге удельная мощность моторно-трансмиссионного отделения 5ТДФ составляет 265 л.с./м3. По этому параметру мотор до сих пор имеет мало конкурентов. Подобные характеристики обеспечены нетрадиционной схемой мотора – двухтактный дизель со встречно движущимися поршнями. В подавляющем большинстве танковых дизелей мы видим V-образную компоновку с одним коленчатым валом, но у моторов серии 5ТД коленвалов сразу два. Пара поршней располагается горизонтально и движется навстречу друг другу в одном цилиндре. Фактически это позволяет инженерам «экономить цилиндры».
Так, одна из модификаций украинского мотора под индексом 6ТД-1, построенная вокруг шести цилиндров, развивает 1 000 л. с. при рабочем объеме всего в 16,3 литра. Для сравнения: у российского двенадцатицилиндрового дизеля В-92С2 (фактически форсированный В-2) при сходной мощности рабочий объем более 38 литров. Естественно, удельный расход топлива несоизмерим – у российского мотора 212 г/э. л.с.ч против украинских 158 г/э.л.с.ч.
Компоновка моторно-трансмиссионного отделения Т-72 с В-46 и 5ТДФМА-1. Источник: otvaga2004.ru
Ни в коем случае не пропагандируя уже фактически мертвую украинскую школу моторостроения, продолжим разбор механики работы дизеля со встречно движущимися поршнями.
Серия 5ТД строилась исключительно на принципах двухтактного рабочего цикла – для реализации этого в стенках цилиндра предусматривались отверстия для отвода выхлопных газов и впуска воздуха. Это так называемая прямоточно-щелевая продувка цилиндров, которая во многом и является самым главным недостатком мотора. Но об этом позже, а пока несколько бонусов описываемой схемы мотора.
В приложении к танку Т-64 мотор 5ТД позволил отказаться от промежуточного редуктора (гитары) – крутящий момент от коленчатых валов передается на коробки перемены передач. А это экономия массы, внутреннего объема и повышение надежности за счет исключения сложного узла из конструкции. В 2010 году инженеры Харьковского бронетанкового ремонтного завода в инициативном порядке установили на Т-72 экспериментальный на тот момент дизель 5ТДФМА-1. Мотор был разработан в Харьковском КБ двигателестроения. Этот 1050-сильный далекий потомок 5ТД превосходил в мощности штатный В-46-6 сразу на 270 л. с. и был гораздо компактнее. В итоге в МТО нижнетагильского танка вошел не только украинский мотор, но еще и вспомогательная силовая установка на 15 л. с. Учитывая немалый расход топлива танков в «дежурном режиме» (В-46 – до 19 кг/ч, 5ТДФ – до 17 кг/ч), а также не самый большой ресурс основного танкового дизеля, наличие малогабаритной силовой установки совсем не лишнее.
Стоит напомнить, что разместить дополнительные моторы в МТО нижнетагильских танков невозможно. В лучшем случае это решается монтажом дизеля в бронекожухе на надгусеничной полке. В то же время именно дополнительный дизель позволяет танку длительное время находиться в боевой готовности без расхода ресурса основного дизеля. Тепловая сигнатура такого затаившегося танка также гораздо меньше, чем при работающем основном дизеле. Харьковчане очень изящно решили проблему холодного пуска основного дизеля. По сути, вспомогательный дизель играет еще и роль предпускового подогревателя – у моторов общий контур системы охлаждения.
Харьковский гибрид – Т-72 с мотором 5ТДФМА-1. Источник: otvaga2004.ru
Из фундаментальных преимуществ моторов со встречно движущимися поршнями особо выделяется низкая удельная теплоотдача в охлаждающую жидкость и масло. Это следствие низких тепловых потерь через стенки цилиндров, что позволяет значительно эффективнее сжигать топливную смесь.
В сравнении с уральским В-46-6 харьковский 5ТДФМА-1 имеет на 30 % меньшую теплоотдачу. Как отмечают инженеры, это стало возможно за счет того, что «конструкция с оппозитными поршнями создает более благоприятное соотношение площади камеры сгорания и объема, увеличенное соотношение удельных теплоемкостей из-за более обедненных рабочих условий, которые стали возможны благодаря двухтактному циклу, и уменьшенная продолжительность сгорания, достижимая при фиксированной максимальной скорости повышения давления из-за более низкой плотности выделяемой энергии двухтактного двигателя».
Что это означает? Это означает, что при сохранении штатных радиаторов танка Т-72, мощность мотора 5ТДФМА-1 не будет падать вплоть до +55 градусов наружного воздуха. Украинский мотор по принципу работы более «жаркий» и отлично себя чувствует при температуре охлаждающей жидкости более 100 градусов. К сожалению, отечественные танки в таких экстремальных условиях серьезно снижают мощность мотора из-за не справляющейся системы охлаждения. Украинцы добивались этого эффекта на «гибридном» танке в надежде на экспорт в южные страны. Для этой же цели в освободившееся место моторного отсека Т-72 поставили кондиционеры.
5ТДФМА-1 для Т-72. Источник: ukrmil.blogspot.com
В южных странах без эффективной системы охлаждения рабочего пространства экипажа очень непросто и людям, и технике, в частности, при нагреве до +55 °С начинают сбоить тепловизоры.
По данным харьковских конструкторов, гибрид Т-72 с сердцем от Т-64 оказался на редкость годной машиной – время разгона до максимальной скорости сократилось на 15 %, средняя скорость выросла на 10 %, расходы масла и топлива упали, соответственно, на 30 % и 10 %. Но все далеко не так просто.
Где же 5ТДФ?
Если украинские моторы со встречно движущимися поршнями так хороши, то почему мы не видим их под капотами военной и гражданской техники? У харьковчан в свое время была разработана целая линейка двухтактных дизелей, способных заменить традиционные моторы на армейской технике, начиная с УАЗа. Например, для БТР и БМП созданы варианты трехцилиндрового 3ТД мощностью от 300 до 600 л. с. Однако на бронетранспортеры БТР-4Е и 4МВ1 украинцы ставят 450-сильные Deutz. Также в разработке были и автомобильные 4ДТНА1 и 2 мощностью 90–110 л. с.
Фактически единственным дизелем с двумя коленвалами и встречными поршнями является 1200-сильный 6ТД-2, который с незначительными изменениями устанавливается на Т-80УД, Т-84 «Оплот» и БРЭМ-84 «Атлет». Но даже этот мотор украинские инженеры не смогли довести до нормальной эксплуатационной годности. Как утверждали исследователи Харьковского национального технического университета, у мотора до сих пор присутствуют существенные недостатки.
Во-первых, неудовлетворительный запуск при низких температурах – не помогает даже автономный факельный подогрев и дозированный масловпрыск, которые дополнительно еще и увеличивают расход ГСМ.
Во-вторых, отмечают харьковчане, электрический пуск 6ТД-2 гораздо менее надежен, нежели воздушный моторов серии В-46.
В-третьих, бескассетные инерционные очистители воздуха циклонного типа не в полной мере справляются со своей работой, особенно в запыленных условиях. Конструкторы изначально предпочли снизить сопротивление во впускном тракте в ущерб степени очистки воздуха. Дело в том, что харьковские моторы, в отличие от уральских, требуют больше воздуха – около 1,6 кг/с у 5ТДФА против 1,2 кг/с у В-46. Следствием такого инженерного просчета стал ускоренный пылевой износ цилиндро-поршневой группы.
Пытались монтировать дополнительную систему очистки и датчики пылевого износа, но особого эффекта это не дало. Фактически украинским танкам требуется массивная системы воздухоочистки, практически нивелирующая все преимущества моторов подобной схемы. Сверхплотная компоновка МТО танков «Оплот» не позволяет разместить дополнительные кассеты фильтров, что делает проблему пылевого износа практически не решаемой на данный момент.
Тот самый двигун 6ТД-2. Источник: yablor.ru
К мнению харьковских инженеров стоит добавить несколько конструктивных недостатков моторов со встречно движущимися поршнями.
Когда поршневые кольца проходит впускные и выпускные канала, увеличивается износ стенок цилиндра – причина в уменьшении опорной поверхности кольца. Кроме этого, конструкторам приходится удлинять юбку поршня для размещения хотя бы одного маслосъемного кольца, которое не должно проходить каналы впуска и выпуска. Из-за высокого температурного режима поршней на стороне выхлопа приходится предусматривать внутреннее охлаждение узла.
До сих пор эти проблемы не устранены конструкторами.
Несмотря на очевидные плюсы конструкции мотора со встречно движущимися поршнями, на данный момент это решение еще очень сырое. Вполне вероятно, что именно распад Советского Союза и последовавшее за этим разобщение инженерного потенциала страны не позволили довести революционную для танкостроения конструкцию до совершенства.
ГТД потребляет гораздо больше воздуха, смогли же решить эту проблему. -Проблему решили в Ленинграде, но не в самостийном Харькове.
Похоже что до ума двигатель не доведут никогда. — Не факт, у дизеля с ПДП очень выгодная компановка именно для применения на танках.
По литровой мощности ему нет равных, отсюда и габариты, сопоставимые с ГТД. Проблема питания воздухом решаемая, ГТД потребляет гораздо больше воздуха, смогли же решить эту проблему. Одним словом будет интерес определённых кругов принимающих решение, доведут и такую схему дизеля до приемлемых параметров. Пример 10Д100, половина РЖД на нем ездит.
ГТД потребляет гораздо больше воздуха, смогли же решить эту проблему. — Проблему решили в Ленинграде, но не в самостийном Харькове.
Главный геморрой у этого движка — это запуск при низких температурах. При +15 уже нужен масловпрыск. Поэтому и расход масла увеличивается. А так масло на угар не больше, чем в уральском движке.
2-х тактный ПДП дизельный двигателя имеет меньшие потери в систему охлаждения, как правильно отмечено в статье, из-за организации рабочего процесса при больших коэффициентах избытка воздуха. Для танка это может быть и хорошо вот только 2-х тактная ПДП схема имеет ряд существенных недостатков которая серьёзно ограничивает применение данной схемы в двигателестроении. Поршень 4-х тактного двигателя, одинаковой размерности с 2-х тактником, всегда будет иметь меньший вес и меньшие линейные размеры. Теплонапряжённость, а следовательно и ресурс поршневой группы всегда выше у 4-х тактника. Для надёжной работы выпускного, а впрочем и впускного поршня, 2-х тактного двигателя, поршень должен иметь галерейное масляное охлаждение. В наиболее неблагоприятных условиях, у 2-х тактного ПДП-двигателя, работают головка и кольца выпускного поршня. Кольца имеют склонность к залеганию. Для организации нормальной продувки цилиндра делают угловое смещение открытия выпускных окон что приводит к неравномерности снимаемой мощности по впускному и выпускному коленвалам. В теории мощность 2-х тактного ПДП-двигателя должна быть больше в 2 раза чем мощность 4-х тактника при одинаковом объёме. Фактически только на 70%. 2-х тактный ПДПшник очень сложен в доводке, данный двигатель проще чем 4-х тактник конструктивно но намного сложнее с точки зрения газодинамики да и с охлаждением не всё так просто. Тут на любителя, хочешь долго и нудно извращаться, занимайся 2-х тактным ПДП. Хочешь вменяемый и надёжный двигатель, занимайся 4-х тактным двигателем, в том числе построенным по ПДП-схеме. Такие схемы были и есть. К стати, первый 4-х тактный двигатель, ПДП схемы, для дирижабля с принудительным искровым зажиганием был построен в 19 веке в Питере Огнеславом Костовичем.
Автор вводит в заблуждение, то ли по незнанию, а может и специально…
Двухтактный двигатель экономичнее . … Хорошая реклама!
У В-92С2 удельный расход составляет 212 г/ кВт*ч , т.е. 156 г/л.с.*ч…
Двухтактный двигатель выдаст большую мощность при прочих равных параметрах. За счет расхода топлива, масла и ресурса. А линейка 5ТД еще и в производстве доставляет знатный геморрой. И надежностью не страдает.
А почему ничего не написали о ресурсе моторов ? — Ну, это точно не про 5 ТДФ. Автор как то стыдливо умолчал, что у этого двигателя обороты холостого хода, почти такие как у того же В-46 рабочие. — Уже ответил выше, но все так: двухтактный дизель вполне может быть экономичнее четырехтактного. Поэтому крупные судовые дизеля делают двухтактными.
Все верно, если бы была хорошая теплоотдача, то тепло уходило бы в систему охлаждения и двигатель был менее теплонагруженным.
Al Khalid MBT-2000 / Основной боевой танк Type 2000
Танк Al Khalid создан на базе китайского основного боевого танка Norinco Type-90-II. Это танк пакистанского производства, все, кроме двигателя, сделано в Пакистане. Двигатель — украинский дизель 6ТДФ мощностью 1200 л.с. двигатель такой же, как на танках Т-80/84. Помимо низкого силуэта, он значительно меньше по сравнению с другими современными танками, его максимальная масса составляет 46 тонн. ОБТ Al-Khalid имеет экипаж из трех человек. Он имел боевую дальность 400 км и оснащен тепловизионными приборами ночного видения. Он имеет максимальную скорость 65-70 км/ч с ускорением 0-32 км/ч за 10 секунд. Его броня выполнена из композитного материала, а также из взрывоопасной реактивной брони.
Аль-Халид оснащен гладкоствольной 125-мм пушкой, которая также может стрелять ракетами. Основное орудие Аль-Халида — 125-мм гладкоствольное с автоматом заряжания. Уникальной особенностью Al-Khalid является то, что он оснащен системой автоматического слежения. Он также имеет способность охотника-убийцы, которая может отслеживать и поражать более одной цели во время движения. Танк может полноценно работать даже ночью с тепловизионными системами. Максимальная скорость танка — до 70 км в час.
Пакистанская разработка ОБТ-2000 Al Khalid начался в 1988 году, а в январе 1990 года было достигнуто соглашение с Китаем о совместном проектировании, разработке и производстве системы. Дизайн представляет собой модернизацию оригинального T902M, и работа над ним велась в китайской компании NORINCO в течение нескольких лет. Первоначальные прототипы были произведены в Китае и отправлены на испытания в августе 1991 года. Завод в Пакистане в Таксиле был завершен в 1992 году. С тех пор усилия по разработке были сосредоточены на улучшении конструкции для местности Пакистана и высоких температур. Двигатель Т9.0 2М заменен на украинский двигатель 6ТД мощностью 1200 л. Сообщается, что 20 миллионов долларов США было потрачено на разработку танков Al-Khalid собственными силами в течение восьми лет.
Украина является ключевым партнером в производстве танка Al-Khalid, которое является совместным предприятием Китая, Пакистана и Украины. Украина также оказывает помощь Пакистану в модернизации/восстановлении его Т-59. танков в конфигурацию Аль-Зарар, которая предназначена для соответствия танкам Т-80УД. В феврале 2002 года Украина объявила, что завод имени Малышева поставит еще 315 двигателей для танков «Аль-Халид» в течение трех лет. Ориентировочная стоимость контракта составляла 125-150 миллионов долларов.
Украина обладает одним из самых надежных танковых двигателей в условиях жаркого климата. Это результат стратегии развития танкостроения. В свое время Украина и Россия, как две великие танковые державы, пошли двумя разными путями развития танкового двигателя. Украинские строители выбрали дизельное направление, а российские – газотурбинное, как и многие другие страны. Сейчас, по словам главного конструктора бронетанковых войск Украины, начальника Харьковского конструкторского бюро машиностроения генерал-лейтенанта Михаила Борисюка, когда основные крупные покупатели бронетехники находятся в странах с жарким климатом, устойчивость двигателей с температура окружающего воздуха выше 50 градусов стала одним из ключевых факторов надежности резервуаров. В экстремальных условиях жаркого климата газотурбинные двигатели Китая и Польши, созданные на базе двигателей типов В-1, В-2, российские двигатели, имевшие серьезные проблемы при испытаниях в Индии, стали получать кратковременные ошибки. При этом украинские двигатели на танках Т-80УД, поставленных Пакистану, показали высокую надежность.
Heavy Industries Taxila начала производство Al-Khalid в ноябре 2000 года. Сухопутная армия Китая не делала никаких заказов на поставку и не будет использовать тот же танк, когда решит купить бронемашину следующего поколения. По состоянию на начало 2002 г. на вооружении Пакистана находилось около двадцати танков «Аль-Халид». Он получил свою первую партию из 15 ОБТ Al-Khalid в июле 2001 года. Сообщается, что пакистанская армия надеялась произвести в общей сложности еще 300 танков к 2005 году. Согласно отчету 2001 года, Пакистан планировал добавить еще 300 местных танков Al-Khalid. бронекорпуса к 2007 г. 23 сентября 2004 г. Пакистан получил дополнительную партию ОБТ Al-Khalid. В 2004 году сообщалось, что пакистанская армия уже имела на вооружении 90 Аль-Халиды полностью в рабочем состоянии. В то время говорилось, что HIT «выпускает 50 Al-Khalids каждый год, а к следующему году с дополнительными ассигнованиями производство будет удвоено». Пакистан планирует построить в общей сложности 600 танков Al-Khalid для своих вооруженных сил. По оценкам HIT, производительность в 2004 г. составляла 45-60 единиц в год, в зависимости от бюджетных ассигнований, и около 220 единиц находились в эксплуатации по состоянию на май 2008 г. Разработка продолжается, с модификациями системы управления огнем и связи [к концу 2008 г. IISS считал, что на вооружении находится не более первоначальной партии из 45 танков].
В ходе 8-11 апреля 2002 г. на международной выставке вооружений DSA-2002 малайзийские военные и правительственные чиновники признали танк «Аль-Халид» лучшим и проявили заинтересованность в его закупке у Пакистана. В 2003 году ОАЭ проявили интерес к покупке пакистанской военной техники, включая основной боевой танк «Аль-Халид», учебно-тренировочные комплексы «Мушшак» и различные другие средства защиты, которые может предложить Пакистан. В июне 2003 года Пакистан также решил экспортировать танки «Аль-Халид» в Бангладеш и улучшить отношения между военными с Бангладеш. В марте 2006 г. Jane’s Defense Weekly сообщила, что Саудовская Аравия планировала оценить Al-Khalid в апреле 2006 г. Представители министерства обороны Пакистана заявили, что правительство Саудовской Аравии может быть заинтересовано в покупке до 150 Al-Khalid за 600 миллионов долларов США.
Технические характеристики | |
---|---|
Силовая установка | Украинский 6ТД 1200л.с. |
Максимальная скорость | 37 миль в час |
Вес | 48 тонн |
Вооружение | одна 125-мм гладкоствольная пушка один 12,7-мм пулемет один 7,62-мм пулемет |
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity. org |
Введите свой адрес электронной почты |
Танковая энциклопедия, первый онлайн-музей танков
- Немецкие ЗСУ времен Второй мировой войны
Марко Пантелич
/ 26 октября 2022 г.
Немецкий рейх (1938-1945) Самоходная зенитная артиллерийская установка — не менее 3 переоборудованных Schulfarhzeug 1-5b. Серия/La.S. mit MG 34/42 Zwillingssockel 36…
Подробнее
- Французские бронеавтомобили времен Второй мировой войны
Мариса Белхоте
/ 24 октября 2022 г.
Франция (1933-1940) Разведывательная машина (легкий танк/гусеничный бронеавтомобиль) — 2 переоборудованных, 1 прототип и 167 серийных машин, построенных AMR…
Подробнее
- WW2 немецкий StuG III
Марко Пантелич
/ 22 октября 2022 г.
Немецкий рейх (1941 г.) Штурмовое орудие — построено 50 Ausf. C и 150 Ausf.D.
- Прототипы США времен Первой мировой войны
Эндрю Хиллс
/ 19 октября 2022 г.
Соединенные Штаты Америки (1916 г.) Сухопутный корабль — не построен «Предположим, что гигантский флот Великобритании мог бы выйти из…
Подробнее
- Прототипы итальянских танков времен Второй мировой войны
Артуро Джусти
/ 17 октября 2022 г.
Королевство Италия (1943 г.) Бронетранспортер — Бумажный проект Semicingolato da 8 t (англ.: 8 tonne Half-track), короткий…
Подробнее
- Немецкие истребители танков Второй мировой войны
Марко Пантелич
/ 15 октября 2022 г.
Германский рейх (1943 г.) Самоходная противотанковая машина — 750-800 Построено В ходе Второй мировой войны немецкая армия столкнулась с…
Подробнее
- Современная итальянская броня
Артуро Джусти
/ 12 октября 2022 г.
Италия (с 2010 г. по настоящее время) БТР — неизвестный номер изменен IVECO Daily Homeland Security — итальянский небронированный БТР для…
Подробнее
- Британские прототипы времен Первой мировой войны
Эндрю Хиллс
/ 10 октября 2022 г.
Великобритания (1915-1918) Прототип — 1 Частично достроен Полковник Рукс Эвелин Белл Кромптон присутствовал при рождении…
Подробнее
Если вы интересуетесь историей в целом и войной в частности, «Танковая энциклопедия» — это место, где можно найти ВСЕ бронетехнику, которая когда-либо бороздила поле боя, от «сухопутных линкоров» Герберта Уэллса до новейших основных боевых танков, наши статьи охватывают все эпохи разработка бронетехники и охватывает широкий спектр конструкций бронетехники, от мостоукладчиков и инженерных машин до истребителей танков и бронетранспортеров. Вы также можете найти статьи о «мягкой» технике, противотанковом вооружении, тактике, боях и технике. Десять лет занудной одержимости гусеничными моделями.
Танковая энциклопедия продолжает находиться в стадии разработки, и здесь вы, читатель, можете помочь. Если вы обнаружите, что чего-то не хватает, добавьте это в наш список Public Suggestion . И пожалуйста, поддержите нас!
Товарищи на гусеницах
Четыре эпохи, которые мы освещаем:
Первая мировая война: грязь, колючая проволока и окопы Великобритания и Франция начали разработку танков для прорыва вражеских линий. Они предназначались для проникновения на нейтральную полосу, но танк быстро превратился в машину для убийств, интегрированную в общевойсковые операции.
Вторая мировая война: испытательный полигон для боевых бронированных машин: Впервые большое количество танков и бронетехники будет сражаться друг с другом. От джунглей тихоокеанских атоллов до засушливых пустынь Ливии, ледяных и ветреных степей Советского Союза и дождливых бокажей Нормандии.
Холодная война: Восток против Запада: Две противоборствующие сверхдержавы привели к расколу мира на Восток и Запад. США и СССР вместе со своими альянсами создали новое поколение бронетехники, извлекая уроки из многочисленных опосредованных войн.
Современная эпоха: танки все еще актуальны?: Несмотря на многочисленные пророчества, предвещающие кончину танков, бронетехника по-прежнему остается важной отраслью вооруженных сил всего мира. Нет никаких признаков того, что это скоро изменится, поскольку разработка танков продолжает адаптироваться к современному полю боя.
С участием (уже десять лет!)
Партнерские сайты
Сообщество
Более 60 участников и авторов из многих стран, включая писателей, корректоров, исследователей, переводчиков, иллюстраторов, фотографов, менеджеров сообществ, документалистов и признанные авторы.
Удивительный материал
Более 3000 специальных иллюстраций от десятков авторов, десятки тысяч фотографий и данных.