Двигатели прогресса циолковский: «Двигатели прогресса». Константин Циолковский. 1927 г.

Двигатели прогресса. К. Э. Циолковский — «Проблему поднятую К. Э. Циолковским пора начинать решать.»

Работа К.Э. Циолковского «Двигатели прогресса» была издана при его жизни, опять на его собственные деньги, в 1928 г. в небольшом его сборнике, под таким же названием. Там он продолжает тему ту же, что и в «Гений среди людей» и, кстати, повторяется. Но некоторое уточнение, скажем так, некоторых его мыслей есть. Под двигателями прогресса он понимает людей, существенно его ускоривших.

 

Дам цитату, двигатели прогресса, по К. Э. Циолковскому это:

 

«1) Люди, организующие человечество в одно целое.

 

2) Изобретатели машин, которые улучшают производимые продукты, сокращают работу и делают ее более легкой. Например, печатные и разные ремесленные и фабричные машины. Машины усиливают производство в десятки, сотни и тысячи раз. Некоторые же предметы совсем невозможно устраивать без орудий-машин, например пишущую машину, автомобиль и т. п.

 

3) Изобретатели машин, которые используют силы природы, например механическую силу, химическую и т. п. Эти силы могут увеличить механическое могущество человека в тысячи раз.

 

4) Двигатели прогресса – также люди, указывающие на способы усиленного размножения и улучшения человеческой породы.

 

5) Также люди, открывающие законы природы, раскрывающие тайны вселенной, свойства материи. Объясняющие космос как сложный автомат, сам производящий свое совершенство.

 

6) К двигателям прогресса относятся и люди, восприимчивые к великим открытиям, сделанным другими, усваивающие их и распространяющие их в массе».

 

При этом главные двигатели прогресса, по Циолковскому, первые пять категорий людей, он их называет «мудрецы и изобретатели». Шестая категория, их он называет «учёные», двигает прогресс куда в меньшей мере, более того, на каждом шагу его, напротив, тормозит. Научное сообщество намного уступает по уровню интеллекта «мудрецам и изобретателям» и поэтому, так же как и обычные люди, их не понимает, и тоже подвергает их и их идеи осмеянию и травле, воспринимая их как выскочек. И это в лучшем случае. Часто именно с подачи «учёных» «мудрецы и изобретатели» уничтожаются физически или заключаются в тюрьму. Здесь он приводит примеры с судьбой Сократа, Лавуазье, Д. Бруно и Галилея, и ряд других примеров, которых действительно масса.

 

В тоже время, он подчеркивает, что здесь есть и обратная сторона медали.

 

Настоящие «мудрецы и изобретатели» очень редки, и встречаются ничуть не чаще, чем жемчужины в навозной куче, зато очень много, скажем так «лжемудрецов и лжеизобретателей». В их роли выступают либо шарлатаны, либо психически ненормальные люди. И нередко бывает, что именно они, особенно опытные шарлатаны, как раз и добиваются незаслуженного признания, отчего тоже только вред.

 

И это опять у К. Э. Циолковского только крик души. Если в работе «Горе и гений» он хотя бы предлагает пусть и наивные, но конкретные пути решения данной проблемы, то здесь у него уже нет конкретных предложений. А есть только мысль – что-то надо делать!

 

Заслуга Циолковского здесь опять в том, что он хотя бы поднимает эту проблему, которая, безусловно, существует. Равно как и понятно, что то, что большинство настоящих «мудрецов и изобретателей» не находит признания и умирает затравленными наносит человечеству большой вред.

 

Ясно так же, что всё это он пишет и применительно к себе, то, что большинство жителей Калуги, большую часть его жизни, «держали его за дурачка» известно. Равно как известно, что многие «держали его за дурачка» и всю жизнь. Нужно отметить, что многие, включая «учёных», «держат Циолковского за дурачка» и по сей день, и таких публикаций в сети тоже немало. Мысль, что Циолковский, сформулируем её так: «Обычный провинциальный дурачок, чёрт знает что о себе возомнивший, но его им же самим, за собственные деньги, опубликованные работы однажды стали востребованы властью и поэтому его возвели в гении» не нова, и звучит в сети всё чаще. И это только ещё нагляднее показывает, что обозначенная Циолковским проблема существует.

 

Но вот способы её решения…

 

Боюсь, реальный, пока, есть только у Вознесенского:

 

Нас мало, нас адски мало,
А самое главное, что мы врозь

 

Именно Андрею Вознесенскому, в этих двух сточках, удалось сформулировать и всю трагедию странников (люденов) Стругацких, и показать единственный реальный способ решения этой проблемы. Им нужно начать находить друг друга и объединятся. Сегодня это реально благодаря Интернету.

 

Свой уровень интеллекта Интернет вполне позволяет показать, и интеллектуалы, в отличие от «учёных» и обычных людей способны понять друг друга.

 

Установив же контакты, интеллектуалы смогут действовать куда эффективнее.

 

Конечно, им будет и противодействие, прежде всего, со стороны «учёных», но «файрвола», пока, нет, и им ничего не мешает отвечать в сети на порочащие их публикации. И отвечать они смогут куда грамотнее, обоснованнее, и, самое главное, убедительнее, чем «учёные». А значит, однажды, они смогут куда эффективнее, чем «учёные» привлекать на свою сторону обычных людей.

 

В «Лезвии бритвы» Иван Ефремов написал словами оной из его героинь Сандры, кстати, мне именно эта его героиня нравится больше всех:

 

«Теперь я знаю, насколько мы все одиноки в жизни. Надо быть друзьями, надо всегда чувствовать вокруг себя дружеское участие, уверенность в помощи, ежедневную духовную связь, общение, деловую поддержку. Даже если захочется уединиться. Тогда появляется большая внутренняя сила, смелость, сознание своего единства с хорошими людьми.

 

И думается, почему бы людям не создавать дружеских союзов взаимопомощи, верных, стойких и добрых? Вроде древнего рыцарства, что ли, не знаю, как уж назвать. Насколько стало бы легче жить. А дряни, мелким и крупным фашистикам, отравляющим жизнь, пришлось бы плохо».

Думаю, интеллектуалам пора начинать это делать. Интернет, это решение проблемы «нас адски мало, а самое главное, что мы врозь», и, думаю, достаточно эффективное решение.

 

Безусловно, рекомендую работу к прочтению.

 

Если понравился отзыв, ставьте лайки, подписывайтесь на мои отзывы, делитесь отзывами в социальных сетях и на других ресурсах, читайте мои другие отзывы.

‎«Двигатели прогресса» в Apple Podcasts

Выпусков: 19

Рассказываем о технологиях в самых разных сферах и размышляем о том, как сегодняшние открытия повлияют на нашу жизнь завтра. Разобраться в сложных процессах ведущему Антону Комолову (кстати, инженеру по образованию) помогают эксперты, которые точно знают, как современные технологии меняют мир, в котором мы живем.

Подкаст бренда Mercedes-Benz и студии «Шторм» — https://brainstorm.fm/

  1. VR/AR: чем мы будем заниматься в виртуальном мире

    VR/AR: чем мы будем заниматься в виртуальном мире

    AR — дополненная реальность — широко применяется на складах и в промышленности, когда нужно быстро определить, где что лежит и куда это деть. VR — виртуальная реальность — это прежде всего игры, но еще обучение, Imax внутри твоей головы, а также встречи, конференции и летучки. А в будущем все реальности объединятся в мета-вселенные, которые будут и внутри, и снаружи, и в очках, и в шлеме, и в телефоне, и в холодильнике. В этом выпуске обсуждаем ближайшее будущее и роль виртуальных и дополненных реальностей в нем.

    В гостях: Екатерина Филатова, президент ассоциации дополненной и виртуальной реальности

  2. Образование сейчас и через 20 лет: как и чему мы будем учиться в будущем

    Образование сейчас и через 20 лет: как и чему мы будем учиться в будущем

    Заменит ли искусственный интеллект учителей? Как пандемия повлияла на сферу образования? Эффективно ли онлайн-образование? В какие школы будут ходить дети через 20 лет? И какая профессия в будущем точно будет пользоваться спросом?

    В этом выпуске обсуждаем, как технологии внедряются в образовательные процессы, какие уроки школы и университеты извлекли из пандемии, эффективна ли геймификация и чему мы будем учиться в будущем.

    В гостях:

    Наталья Чеботарь — бывший топ-менеджер «Яндекса», автор «Яндекс.Учебника», эксперт в сфере образования и консультант крупных международных компаний.

    Курсы для детей MercedesEQ и «Сколково»: https://skolkovokids.sk.ru/mercedeseq

  3. Когда в России появится 5G и что нам это даст?

    Когда в России появится 5G и что нам это даст?

    Чем 5G принципиально отличается от 3G и LTE? Откуда взялись мифы о вреде 5G? Это действительно дорого? Правда ли, что новое поколение связи в России появится не раньше 2028 года? И что нам дадут следующие поколения связи — 6G и 7G?

    В новом выпуске «Двигателей прогресса» разбираемся в том, как устроена сеть 5G, когда она распространится в России и почему порождает так много мифов.

    В гостях: Борис Глазков — вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелеком»

  4. EQS от Mercedes-EQ: все, что нужно знать об электромобилях в городе

    EQS от Mercedes-EQ: все, что нужно знать об электромобилях в городе

    В новом выпуске обсудили как выглядит, что умеет и как работает новый технологичный электрокар Mercedes-Benz. Разобрались, какой мощности двигатель, готова ли российская инфраструктура к электрокарам, как можно и как нельзя заряжать машину и как электрокары меняют привычки водителей.

    В гостях: Павел Логинов — эксперт по продукту Mercedes-Benz

    Больше информации о новом EQS:

    https://www.mercedes-benz.ru/passengercars/mercedes-benz-cars/models/eqs/saloon-v297/pad/stage.module.html

  5. Диджитал-блогеры, виртуальная одежда и дипфейки: как то, чего нет в реальности, становится ею

    Диджитал-блогеры, виртуальная одежда и дипфейки: как то, чего нет в реальности, становится ею

    Как создать аватара? Зачем брендам диджитал-амбассадоры? Как молодое поколение относится к несуществующим блогерам? Смогут ли аватары быть полностью независимыми от своих авторов и заменить настоящих инфлюенсеров?

    В новом выпуске обсуждаем обсуждаем нейронных инфлюенсеров, дипфейки и одежду, которую можно носить только в компьютерных играх.

    В гостях:

    Светлана Белоусова — креативный директор компании Malivar,  продюсер виртуальных инфлюенсеров.

  6. Пробки, роверы и самокаты: проблемы городской мобильности

    Пробки, роверы и самокаты: проблемы городской мобильности

    Что делать с пробками? Смогут ли роботы доставлять нам посылки «Почты России» в самое ближайшее время? Каким будет закон о СИМ (средствах индивидуальной мобильности)? Почему велосипедисты не любят женщин с колясками, пешеходы — автомобилистов и все ненавидят людей на самокатах?

    В новом выпуске обсуждаем развитие городской мобильности в Москве и проблемы транспортных сетей. В гостях: Аркадий Гершман — урбанист, ютуб-блогер https://www.youtube.com/c/ArkadiyGershman

    Саша Нилов — основатель движения Let’s Kick

    Больше информации о новом EQS:

    https://www. mercedes-benz.ru/passengercars/mercedes-benz-cars/models/eqs/saloon-v297/pad/stage.module.html

Отзывы покупателей

Оценок: 119

Клёвый подкаст!

Когда решила познакомить себя с подкастами и занять время полезным прослушивавшем, первый подкаст, на который обратила внимание был «двигатель прогресса». Моя профессиональная деятельность никак не связана с технологиями, но мне невероятно интересно слушать именно этот подкаст. Пробовала и другие, близкие по духу/сфере жизни и т.д., но лучше чем «Двигатель прогресса» для себя не нашла.
Ребят, спасибо за интересные темы, за крутого ведущего и не менее интересных гостей!
❤️ Жду следующий выпуск!

Прекрасно

Несколько лет назад слушал подкасты, да как то забросил. Сейчас решил снова зайти и понял, что теперь есть что слушать. Очень интересно и познавательно, спасибо!

Поставил 🔔 )

Супер, спасибо за познавательный экскурс!

Топ подкастов в категории «Технологии»

Запуск завтра

libo/libo

Для tech и этих

Терменвокс

Podlodka Podcast

Егор Толстой, Стас Цыганов, Екатерина Петрова и Евгений Кателла

Техток

MADCast

Радио-Т

Umputun, Bobuk, Gray, Ksenks, Alek.sys

Lex Fridman Podcast

Lex Fridman

Вам может также понравиться

Константин Циолковский

Циолковский
и его наследие

Сегодня,
посреди калужского городского парка установлен каменный памятник Циолковскому.
могила с гравировкой «Здесь покоится великий русский ученый
Константин Эдуардович Циолковский 17 IX 1857–19 IX 1935».
перед смертью он писал: «Всю жизнь я мечтал, чтобы моим
труд человечество хотя бы немного продвинулось вперед».

ли
это желание сбылось, является предметом некоторых дискуссий. Когда человечество действительно
выйти в открытый космос первым вышел россиянин Юрий Гагарин. Но
Идеи Циолковского привели его туда?

Во время
Большую часть своей жизни Циолковский рассматривал свои собственные теории космических полетов как
расчеты далекого будущего, а не пророчества грядущего
космическая эра. «Трудно предвидеть судьбу какой-либо мысли или
открытие, будет ли оно реальностью, в какой форме, к чему
привести, в какой степени она изменит и улучшит жизнь человека, и будет ли
это коренным образом изменит наши взгляды и нашу науку», — Циолковский.
написал в 1927 письмо Николаю Рынину, неугомонному русскому пропагандисту
космического полета.

В
1931 г., на закате жизни Циолковского, Рынин опубликовал книгу, в которой
жизнь «мечтателя из Калуги». «Повсюду во всех
своих произведениях К. Циолковский демонстрирует оригинальность и изобретательность… на
во многих вопросах он опередил многих европейских исследователей, а в некоторых
он самостоятельно пришел к тем же выводам, которые были получены за границей».
Рынин задокументировал 88 крупных работ, изданных Циолковским, и 55 рукописей. Рынин
видел предложения Циолковского по ракетному космическому кораблю и металлической обшивке
дирижабль как наиболее важные достижения плодовитого ученого. (122)

Циолковский
и советская космическая программа

Несмотря на
все усилия Николая Рынина и других пропагандистов космонавтики;
в последующие десятилетия теории Циолковского оставались в значительной степени неизвестными в
Запад. Тем не менее, его влияние на первое поколение российского космонавта
инженеров бесспорно, и он, безусловно, заслуживает похвалы за помощь
превращение России в новаторскую космическую державу.

В
Осенью 1923 года Циолковский получил письмо от 15-летнего Валентина
Глушко с просьбой предоставить копии сочинений ученого. Далее последовал
несколько лет переписки Циолковского с Глушко, кто бы
стать отцом советского ракетного двигателя.

»
изучение произведений Циолковского дало мне понять, что центральным вопросом
при разработке средств достижения космического пространства нахождение оптимального источника
химической энергии и управления ею в ракетном двигателе».
Глушко написал годы спустя. Хотя работа Циолковского была теоретической,
молодой человек преуспел на практике, наблюдая за развитием многочисленных
ракетные двигатели, ракеты-носители и космические аппараты с начала 19 в. 30-е годы на знаменитом Газе
Лаборатория динамики в Ленинграде.

В
Февраль 1934 г., начальник Ракетно-исследовательского института РНИИ Иван Клейменов.
и ведущий инженер института Михаил Тихонравов посетили больных
Циолковского в Калуге. Затем Тихонравов популяризировал идеи Циолковского.
в статье «Труды Циолковского и современное ракетостроение»
опубликовано в 1939 г. (126)

Это
менее ясно, как сочинения Циолковского повлияли на Сергея
Королев, другая выдающаяся фигура в российской ракетной технике и инженер
который в конечном итоге руководил строительством ракеты-носителя Гагарина и
космический корабль. Королев начинал в авиации и только повернулся к
ракетная техника в 1930 с. Авторы советской эпохи, по-видимому, вместе с Королевыми.
помощь, ввел легенду о юном Королеве, совершавшем паломничество в Калугу
встретиться с Циолковским. Современные исследователи ставят под сомнение справедливость
этой истории, но, тем не менее, работа Циолковского помогла
сформировать взгляды Королёва на космонавтику. В своей книге «Ракета» 1934 г.
Полет в стратосфере, писал Королев, «Он (Циолковский) основал
теорию полета ракети исследовал многочисленные вопросы, связанные с
к пилотируемому полету на большой высоте в космическом пространстве».0003

Согласно
Ярославу Голованову, биографу Королева, копии Циолковского
книги, найденные в личной библиотеке Королева, исписаны карандашом.

Сообщается, что будущий отец советского ракетно-ядерного дела Дмитрий Блохинцев в юном возрасте также общался с Циолковским и даже встречался с ним.

школьная учительница из Калуги действительно дожила до первых успехов
в ракетной технике, созданной Глушко, Королевым и их коллегами в 1930 с.
Поэтому он пересмотрел свои оценки того, как скоро человечество войдет в
пространство. В газетной статье, опубликованной в июле 1935 г., всего через несколько месяцев
перед смертью он писал: «Бесконечная работа в последнее время потрясла
мои пессимистические взгляды: были найдены методы, которые дадут замечательные
результаты в течение нескольких десятилетий».

Переосмысление
Циолковского

С
развал СССР, полное и честное обсуждение Циолковского
наследие, началось наконец. Свобода слова в постсоветской России неизбежно
породили противоположную крайность советской пропаганды — стремление
некоторыми русскими авторами, чтобы свергнуть и очернить Циолковского и его наследие.

«Циолковский»
явно имел некоторые неправильные представления, характерные для его времени
например, представление о том, что природа должна быть изменена для нужд человека».
— говорит Сергеева.

Постсоветский
публикация работ Циолковского также пролила свет на его взгляды
по евгенике в частности, его пропаганда создания «лучшего»
человеческая раса. Несмотря на свой замечательный дар предсказания, Циолковский мог
вряд ли предвидеть, что всего через несколько лет после его смерти нацистский режим
в Германии использовали бы евгенику, чтобы оправдать убийство миллионов. «Евгеника
не составляло большой части философии Циолковского; однако у него было
схожие взгляды», — говорит Сергеева.

Сегодня,
менее чем в миле от дома ученого в Калуге находится футуристический
здание Государственного музея космонавтики. Символически основанный в
1961 года Юрия Гагарина, музей был призван популяризировать исследование
космоса и продвигать советские достижения в этой области.

началось создание музея, увековечивающего наследие Циолковского.
сразу после смерти ученого в 1935 г. Любовь Циолковская,
старшая дочь Константина Циолковского приложила немалые усилия
сохранить память об отце. (165)

Некоторые
В 1980-е годы музей ежегодно посещали 400 000 человек. в
Однако в постсоветский период количество приезжих в Калугу резко сократилось.
драматично, как и судьба российской космической программы. Спонсируемый правительством
туры в Калугу были прекращены после распада Советского Союза,
но Сергеева увидела обратную статистику в конце 1990-х. Более
За последние три года музей посетило более 100 000 человек.
20-го века, и она увидела, что все больше людей приезжают самостоятельно, на машине
или на поезде, а не в рамках официальных правительственных туров.

В сторону
В конце своей жизни Циолковский писал: «Вся моя жизнь состояла
размышлений, расчетов, практических работ и испытаний. Остается много вопросов
без ответа, многие работы являются неполными или неопубликованными. Самое важное

Здесь спал Константин Циолковский | Журнал Air & Space

В Усаженном деревьями парке недалеко от Ярославского шоссе в Москве сидит каменная фигура бородатого мужчины в крестьянской водолазке. сверкая на солнце, стальная стрела высотой в 12 этажей запускает сигарообразную ракету высоко в небо над городом.0003

Так многие поколения россиян знали Константина Циолковского — дальновидного мыслителя, стоявшего у истоков новаторского освоения космоса в своей стране. В школьные годы в Москве в 1980-х годах я, как и большинство школьников советской эпохи, узнал историю блестящего ученого из глубинки России, который изо всех сил пытался добиться признания со стороны невежественных и равнодушных чиновников царской России. Только после социалистической революции Циолковский «по существу пережил второе творческое рождение», как выразился один советский историк. Как и большая часть пропаганды той эпохи, это утверждение было не совсем верным. На самом деле притязания Циолковского на известность как человека, впервые предложившего использовать ракеты для космических полетов, в значительной степени основаны на работе, проделанной до большевистской революции 19-го века.17, и коммунистам потребовалось некоторое время, чтобы оценить его неортодоксальные идеи и перестать считать их угрозой своим собственным революционным целям.

Но к началу космической эры в 1950-х годах имя Циолковского будет известно во всем мире, и его будут упоминать наряду с Галилеем, Кеплером и Коперником как одного из интеллектуальных гигантов, способствовавших экспансии человечества за пределы Земли. Почти через столетие после того, как он сделал свои самые смелые пророчества, и через два десятилетия после того, как я впервые услышал его имя, я отправился в путешествие, чтобы найти другого Циолковского — не советского героя, а одинокого гения, который изложил принципы космических путешествий, когда практические средства ее достижения лежали еще далеко в будущем.

Ярким летним утром, с моим однокурсником Сергеем за рулем, я оставил шум и жару Москвы и направился в сельскую местность с росистыми лугами, изумрудными соснами и сверкающими белыми березами. Мы шли на юг, в сторону города Рязани. Там, в пределах российского «Золотого кольца» исторических городов и старинных соборов, находилось село Ижевское, где родился Циолковский. Это место почти неизвестно большинству россиян сегодня — я изо всех сил пытался найти дорогу или даже код города для этого места, и только после того, как мы пересекли низкие берега реки Оки в самой Рязани, автомобилист показал нам, куда ехать.

Наконец живописная проселочная дорога привела нас в большую деревню, куда в июне 1849 года приехал работать лесником польский иммигрант Эдуард Игнатьевич Циолковский. Ижевское известно упорядоченной планировкой улиц и добротными домами, но первое, что видит путешественник, — это музей Циолковского 1970-х годов, перед которым стоит бронзовый бюст ученого.

В то время, когда здесь поселился отец Циолковского, рассказал нам юный хранитель музея, село процветало; с населением 7000 человек это было четвертое по величине поселение в Рязанской губернии. Она направила нас в дом, где 17 сентября 1857 года родился пятый из 18 детей Циолковских — Константин, или сокращенно Костя. Мы нашли это место в плачевном состоянии, результат десятилетий неудачной советской экономической политики и постсоветского беспорядка. Не было никаких признаков того, что это историческое здание.

Семья Циолковского недолго оставалась в доме. Вскоре после рождения Кости отцу пришлось оставить работу в Ижевском, и в апреле 1858 года семья поселилась в Рязани, где прожила 10 лет. Там произошло событие, которое навсегда изменило жизнь Константина Циолковского.

«В возрасте 10 или 11 лет, в начале зимы, я катался на санях», — писал он в своей автобиографии. «Подхватил простуду [на самом деле скарлатину]. Заболел, бредил. Они думали, что я умру, но я поправился, но стал очень глухим и глухота не проходила. Меня это очень мучило».

Почти полная потеря слуха оставила яркого и активного Костю инвалидом на всю оставшуюся жизнь. В то же время, соглашаются биографы, инвалидность заставила его обратиться к книгам и стимулировала стремление к учебе на протяжении всей жизни.

В 1868 году семья Циолковских переехала в Вятку, примерно в 500 верстах к северо-востоку от Рязани, где Костя поступил в городскую школу для мальчиков. Однако государственное образование было борьбой, и в конце концов его отстранили. С тех пор Циолковский был полностью самоучкой. «Кроме книг, других учителей у меня не было, — писал он позже.

Отец отправил его учиться в Москву, где он сам преподавал в Чертковской библиотеке, в которой хранилось лучшее в стране собрание книг. Его семья могла прислать лишь несколько копеек, чтобы поддержать его. «Я ел только черный хлеб, не ел даже картошки и чая», — вспоминал он позже. «Вместо этого я покупал книги, трубки, серную кислоту [для опытов] и так далее. Я был доволен своими идеями, а черный хлеб меня совсем не огорчал».

Приезд Циолковского в Москву совпал с глубокими экономическими и социальными изменениями в русском обществе. С отменой феодальной зависимости в 1861 г. массы вольноотпущенных крестьян начали переселяться в города, обеспечивая рабочую силу для индустриализирующейся России. В этом меняющемся мире процветали искусства и науки. Это было время Чайковского и Толстого. Дмитрий Менделеев разработал первую периодическую таблицу элементов, а Николай Жуковский сделал свою новаторскую работу по аэродинамике. В Москве Циолковский познакомился с Николаем Федоровым, эксцентричным русским философом, чья теория «космизма» оказала глубокое влияние на молодого Костю. Федоров предсказал, что прогресс в науке в конечном итоге позволит людям достичь бессмертия и даже воскресить давно умерших предков. Население увеличилось бы настолько, что человечеству пришлось бы расселиться по вселенной.

По словам его биографов, именно эти идеи пробудили в Циолковском интерес к выходу в открытый космос. Примерно в это же время он также открыл для себя романы французского писателя-фантаста и писателя-приключенца Жюля Верна, такие как «С Земли на Луну» (1865 г.), которые вдохновили целое поколение пионеров космических полетов. Однако, в отличие от большинства своих современников, Циолковский не просто восхищался описанными Верном фантастическими путешествиями. Он сомневался в их практичности. Он понимал, что стрельба по космическим кораблям из гигантской пушки, метод Верна достижения Луны, неизбежно убьет его пассажиров из-за силы ускорения. Были ли другие, более мягкие способы добиться того же?

В сентябре 1879 года, по возвращении в Рязань, годы самостоятельных занятий Циолковского окупились, когда он сдал экзамен на получение удостоверения учителя. Примерно в то же время он начал набрасывать свои первые научные работы и даже построил небольшую центрифугу для имитации различных уровней гравитации и проверки их воздействия на цыплят.

В январе 1880 года Министерство просвещения поручило 22-летнему Константину преподавать арифметику и геометрию в городе Боровске. По сравнению с Рязанью это была заводь, расположенная примерно в 70 милях к югу от Москвы. Боровск имел репутацию города земледельцев и торговцев, чьи пьяные драки и вера в колдовство делали их посмешищем для соседних городов. Именно здесь Циолковский поселился и создал семью.

Чтобы добраться до современного Боровска, нам пришлось свернуть с шоссе и ехать по проселочным дорогам, несколько раз останавливаясь для направления. По мере приближения к месту назначения плоские, густонаселенные предместья Москвы уступали место лесистым холмам и долинам со слабыми признаками жилья. Первым признаком Боровска были два луковичных купола православной церкви, торчащие из-за деревьев — той самой церкви, как я узнал, где в августе 1880 года Циолковский венчался с Варварой Соколовой, дочерью местного проповедника.0003

За 12 лет жизни в Боровске супруги сняли несколько домов, один из которых стал музеем, когда в 1997 году отмечалось 140-летие со дня рождения ученого. Незаметный среди городских дач и заросших садов дом выходит на неровную улицу и без покрытия. По словам куратора музея, в этом районе мало что изменилось с тех пор, как Циолковский ходил пешком в школу или водил своих учеников на близлежащий луг запускать воздушные шары.

Находясь в Боровске, Циолковский экспериментировал с физическими процессами, в частности со свойствами газов, что натолкнуло его на идеи для теоретического труда под названием «Свободное пространство». Завершенный в 1883 году, он не был опубликован до 1956, спустя много времени после его смерти. В нем Циолковский предпринял первую попытку в своих многолетних усилиях описать значение космоса для человечества и влияние вакуума и невесомости на будущих космических путешественников.

Рукопись также содержала набросок, который считается одним из самых ранних изображений Циолковского космического корабля. На простом рисунке показано то, что выглядит как путешественники в скафандрах в невесомости, пушечная машина для движения корабля в вакууме и примитивные гироскопы для управления ориентацией корабля в пространстве. Также в Боровске Циолковский начал разрабатывать проекты дирижаблей, которые, наряду с ракетной техникой, останутся его страстью на всю оставшуюся жизнь.

В феврале 1892 г. он был переведен на другую учительскую должность в губернский центр Калугу, которая, должно быть, казалась мегаполисом по сравнению с Боровском. Сегодня дорожные знаки на пути туда читаются как воспоминания из российской истории. Направляясь на юго-запад от Москвы, вы минуете деревню Тарутино, место ключевой победы над армией Наполеона в 1812 году. Далее идет Обнинск, русский Лос-Аламос, где зародились советские ядерные технологии. Наконец дорога доходит до города Калуги, который для россиян почти неотделим от имени Циолковский. Когда мы пересекли реку Оку и направились в город, мы увидели силуэт высокой ракеты, поднимающейся над далекими холмами — полноразмерная копия ракеты-носителя «Восток», которая в 1919 году вывела на орбиту Юрия Гагарина.61. Это часть комплекса, посвященного отцу русской космонавтики.

Циолковский оставался в Калуге до своей смерти в 1935 году, и именно там он создал монументальное произведение, закрепившее за собой место пророка космической эры. Он начал с произведения научной фантастики. В 1895 году он опубликовал «Грезы о земле и небе» («Сны о земле и небе»), в которых описывается заселение космоса человечеством с персонажами, которые добывают астероиды и строят орбитальные теплицы.

В 1903 г. он опубликовал в журнале «Научное обозрение» рукопись «Исследование мирового пространства реактивными двигателями». Сегодня эта работа общепризнана как первое в мире научно обоснованное предложение использовать ракеты для освоения космоса. В течение десятилетий после этого работа будет ошеломлять читателей полнотой и уровнем детализации, с которыми Циолковский спроектировал свой космический корабль. Сформулированное им математическое соотношение между изменением массы ракеты при сжигании топлива, скоростью выхлопных газов и конечной скоростью ракеты с тех пор стало известно как формула Циолковского и считается одной из основ космонавтики.

Удивительно, но более чем за два десятилетия до того, как Роберт Годдард запустил первую в мире ракету на жидком топливе, Циолковский заправил свой теоретический двигатель смесью жидкого кислорода и жидкого водорода, той же комбинацией, которая используется сегодня на космических челноках и до сих пор считается самой КПД химических ракетных топлив. Циолковский пришел к этой комбинации, не надеясь проверить свою теорию. Он никогда не пытался построить ракетный двигатель, не говоря уже о космическом корабле. Его открытия проистекали из основательной подготовки в физике и математике, осведомленности о последних достижениях техники (например, Джеймс Дьюар впервые сжиженный водород в 189 г.8), и дар предсказания.

Несмотря на всю свою провидческую гениальность, рукопись Циолковского попала в печать в «Научное обозрение» в неудачное время, сразу после того, как ее издатель умер и журнал вот-вот должен был закрыться. «До конфискации тиража было распространено всего несколько экземпляров журнала, — говорит Галина Сергеева, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории космонавтики, расположенного недалеко от дома Циолковского в Калуге. «До 1960-х годов считалось, что эта работа никогда не выходила за пределы России, когда с помощью американских исследователей в Библиотеке Конгресса был обнаружен экземпляр «Научного обозрения», содержащий статью Циолковского».

Сроки публикации ранних работ ученого стали проблемой спустя годы, когда он и его последователи как в СССР, так и за рубежом пытались установить свой приоритет в постулировании ключевых концепций космонавтики. В 1920-х годах Циолковский узнал о работе немецкого пионера космонавтики Германа Оберта, который, не зная произведений Циолковского, в 1923 году опубликовал свои ключевые предложения по космическим полетам на ракетах. представить полет ракеты.

«Циолковский глубоко заботился о своем приоритете в этой области, — говорит его внучка Елена Тимошенкова, директор музея, созданного на базе калужского дома. В этот период «он часто сам публиковал свои работы и отправлял их ведущим ученым. Однако ответа почти не последовало».

«Он точно понимал, что он гений, один из тех людей, которые двигают человечество вперед», — добавляет Сергеева. По иронии судьбы именно Оберт позже помог сделать имя Циолковского широко известным на Западе, опубликовав его идеи.

В 1926 году Циолковский опубликовал План исследования космоса, смелую программу из 16 шагов, согласно которой человеческая цивилизация могла бы пережить умирающее солнце и заселить вселенную. Схема предусматривала создание самолетов с ракетными двигателями, использование растений для жизнеобеспечения и использование солнечной радиации для выращивания пищи и получения энергии. Он предсказал космонавтам необходимость использования скафандров при выходе из космического корабля и предусмотрел строительство крупных орбитальных поселений. Согласно Циолковскому, люди колонизируют пояс астероидов, Солнечную систему и, в конечном счете, всю галактику.

Через три года за этой работой последовали «Космические ракетные поезда», которые развили прежние мысли Циолковского о многоступенчатых ракетах. Его расчеты доказали, что создание ракеты с отдельными ступенями, каждая из которых будет сбрасываться после того, как она израсходует свое топливо, позволит бесконечно разгонять полезную нагрузку в вакууме.

Публикации Циолковского полны идей, которые впоследствии станут обычной практикой в ​​аэрокосмической технике. Он предложил использовать графитовые рули для управления ракетой в полете, криогенное топливо для охлаждения камер сгорания и сопел и насосы для подачи топлива из резервуаров для хранения в камеру сгорания. Он учитывал и человеческий фактор — на заре космической эры первые космонавты были поражены точным описанием Циолковским невесомости.

Однако мало кто в то время осознавал значение его произведений. Насколько знали все его соседи в Калуге, он был всего лишь немного эксцентричным школьным учителем. По словам Галины Сергеевой, горожане «иногда видели, как этот почти глухой старик шел по улице, бормоча что-то про себя непонятное». В 1899 году Циолковский начал преподавать физику и математику в Калужском духовном училище для девочек, и многие его ученицы впоследствии с теплотой вспоминали о нем. «Он умел объяснять сложные вещи очень простыми словами», — говорит Сергеева, цитируя бывших студентов.

Современные паломники в дом Циолковского — двухэтажный деревянный коттедж, купленный семьей в 1904 году — проходят через ворота в небольшой сад, зажатый между домом и соседней территорией. Внутри коттедж скромен, почти аскетичен: белые стены, простая деревянная мебель. Самым роскошным штрихом первого этажа является большая труба, облицованная глянцевой плиткой с традиционными русскими мотивами. В столовой, совмещенной с гостиной, Елена Тимошенкова обращает мое внимание на кофейную кружку с надписью «Бедность учит, а счастье портит». Ее дедушка «был довольно консервативен в вещах, — объясняет она, — и его семья жила строго по его правилам».

Из коридора крутая лестница ведет в мастерскую и лабораторию Циолковского. По словам Тимошенковой, российские космонавты, которые часто посещали дом, прозвали ступени «космической лестницей». Наверху лестницы есть люк. «Его дети знали, — говорит Тимошенкова, — когда эта дверь закрыта, никто не может подняться наверх и побеспокоить его. Он был очень строг со своими детьми, но стал гораздо мягче с внуками».

В кабинете Циолковского есть письменный стол и еще один стол, на котором выставлены различные гаджеты того времени, в том числе фотоаппарат со старомодным аккордеонным футляром. Телескоп стоит на деревянном штативе у стола. Одно из окон выходит на террасу, служившую лабораторией ученого, которая для россиян, пожалуй, является самой узнаваемой частью калужского дома. Вдоль основной стены проходит длинный столярный верстак, а к потолку подвешена модель металлического дирижабля. В углу стоит велосипед ученого, который, по мнению Тимошенковой, был одним из первых в Калуге. В 19В 30-е годы Циолковского часто видели катающимся на велосипеде в главном парке города, который оставался одним из его любимых мест в последние годы жизни.

Сегодня посреди этого парка установлен каменный памятник на могиле Циолковского с гравировкой «Здесь покоится великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский 17 IX [17 сентября] 1857—19 IX [19 сентября] 1935». Незадолго до смерти он писал: «Всю жизнь я мечтал, чтобы благодаря моим трудам человечество хотя бы немного продвинулось вперед».

Вопрос о том, сбылось ли это желание, является предметом споров. Когда человечество действительно достигло космоса, первым вышел русский Юрий Гагарин. Но привели ли его туда идеи Циолковского? Ответ квалифицированный да. Несмотря на то, что его теории десятилетиями оставались малоизвестными на Западе, его влияние на первое поколение российских космических инженеров несомненно. Осенью 1923 года он получил письмо от 15-летнего Валентина Глушко, в котором просил копии сочинений ученого. Затем последовало несколько лет переписки между Циолковским и Глушко, который впоследствии стал отцом советского ракетного двигателя. «Изучение работ Циолковского заставило меня понять, что центральным вопросом при разработке средств достижения космического пространства является поиск оптимального источника химической энергии и управление им в ракетном двигателе», — писал Глушко годы спустя. В то время как работа Циолковского была теоретической, молодой человек преуспел на практике, руководя разработкой многочисленных ракетных двигателей, ракет-носителей и космических кораблей, начиная с начала 19 века.30-х годов в знаменитой газодинамической лаборатории в Ленинграде.

Менее ясно, как произведения Циолковского повлияли на Сергея Королева, другую выдающуюся фигуру в российской ракетной технике и инженера, который в конечном итоге руководил строительством ракеты-носителя Гагарина. Королев начинал с авиации и обратился к ракетной технике только в 1930-х годах. Авторы советских времен, по-видимому, с помощью Королева, ввели легенду о том, что молодой Королев совершил паломничество в Калугу, чтобы встретиться с Циолковским. Современные исследователи оспаривают достоверность этой истории, но, тем не менее, полагают, что работа Циолковского помогла сформировать взгляды Королева на космические путешествия. В свои 19В книге «Полет ракеты в стратосфере» Королев писал: «Он [Циолковский] основал теорию полета ракеты… и исследовал многочисленные вопросы, связанные с полетом человека на большой высоте в космическом пространстве». По словам биографа Королева Ярослава Голованова, экземпляры книг Циолковского, найденные в личной библиотеке Королева, исписаны карандашом.

Школьный учитель из Калуги действительно дожил до первых успехов Глушко, Королева и их коллег в ракетостроении в XIX веке.30 с. Следовательно, он пересмотрел свои оценки того, как скоро человечество выйдет в космос. В газетной статье, опубликованной в июле 1935 года, всего за несколько месяцев до своей смерти, он писал: «Непрекращающаяся работа в последнее время поколебала мои пессимистические взгляды: были найдены методы, которые дадут замечательные результаты в течение нескольких десятилетий».

Циолковский умер знаменитым и уважаемым в родной стране. В годы после большевистской революции он пользовался признанием и финансовой поддержкой властей, стремившихся рекламировать превосходство советской системы. Его научные труды широко публиковались и популяризировались, новая власть назначила ему пенсию, а ему и его семье был выделен новый дом в Калуге, где сегодня живут их потомки.

Тем не менее документы, обнародованные в последние годы, свидетельствуют о том, что путь Циолковского через политические и социальные катаклизмы революционной России не был таким безоблачным, как его изображают официальные советские историки. «Как и у любого человека, выросшего в совершенно другом мире, у него были проблемы с пониманием происходящего, — говорит Галина Сергеева. «С одной стороны, цели, провозглашенные революцией, — счастье и благополучие народа, переустройство мира к лучшему, — он явно поддерживал. Но, с другой стороны, он пострадал почти сразу [после революции]: ЧК [пресловутая большевистская охранка] арестовала его, привезла в Москву и бросила в тюрьму». По словам Сергеевой, Циолковского обвинили в антисоветских статьях и несколько недель продержали в печально известной Лубянской тюрьме, прежде чем высокопоставленный чиновник добился его освобождения. (Явным признаком того, что времена изменились, стало то, что местное отделение российской службы безопасности недавно передало исторические документы, связанные с арестом ученого, в Государственный музей истории космонавтики в Калуге.)

Даже после того, как советское правительство признало Циолковского героем, оно избегало пропаганды его философских взглядов. Хотя Циолковский часто критиковал традиционные религии за их «примитивное» объяснение мира, сам он видел вселенную почти в теологических терминах, как высшее существо, управляющее жизнью на Земле и за ее пределами. «Мы находимся в воле и под контролем Космоса», — писал он в работе под названием «Есть ли Бог?» «Нет абсолютной воли — мы марионетки, механические марионетки, машины, киноперсонажи». Очевидно, это были идеи, не вполне вписывавшиеся в официальную марксистскую идеологию.

С распадом советского государства наконец началось полное и честное обсуждение наследия Циолковского, хорошего и плохого. «У Циолковского явно были какие-то неправильные представления, характерные для его времени, — например, представление о том, что природу надо менять для нужд человека, — говорит Сергеева. Постсоветская публикация его работы также пролила свет на его противоречивые взгляды на евгенику, в частности, на его поддержку создания «лучшей» человеческой расы. Несмотря на свой замечательный дар предсказания, Циолковский явно не предвидел, что всего через несколько лет после его смерти нацистская Германия будет использовать евгенику для оправдания убийства миллионов. «Евгеника не была большой частью философии Циолковского; однако у него были схожие взгляды», — говорит Сергеева.