Т 54 двигатель: Танк Т-54 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История / Танки / Бронетехника / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф

Содержание

Танк Т-54

Еще в 1944 году, когда серийно выпускался танк Т-44, конструкторское бюро А. Морозова в Нижнем Тагиле получило задание приступить к разработке новой боевой машины. Учитывая короткие сроки, отведенные на проектно-конструкторские работы (серийный выпуск новых танков планировалось начать во второй половине 1945 года), было принято решение взять за основу корпус существующего Т-44, усилив его лобовое бронирование до 100-мм.

В 1945 году был изготовлен опытный образец новой машины (объект 137). В отделении управления было изменено расположение приборов наблюдения механика-водителя. Вместо смотровой щели в лобовой плите корпуса непосредственно перед люком появились два перископа. Такое решение положительно сказалось на прочности передней верхней плиты и улучшило обзор местности с места механика-водителя. Наиболее существенным изменениям подверглось силовое отделение. Вместо старого дизеля В-2 на машине была установлена его модернизированная модель В-54 V-образный 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения мощностью 520 л. с.


Запуск двигателя осуществлялся с помощью электрического стартера, но возможен был и аварийный пуск с помощью сжатого воздуха. Силовая передача осталась такой же, как и на Т-44, но с планетарным механизмом поворота. На Т-54 сохранилась и ходовая часть его предшественника. Увеличение массы до 35,4 т не повлекло за собой необходимости усиления торсионных валов. Удельное давление на грунт также изменилось в допустимых пределах. В апреле 1946 года танк Т-54 приняли на вооружение, в следующем году началось его серийное производство. Уже теперь, по прошествии десятилетий, можно с уверенностью сказать, что в то время, когда Т-54 поступил на вооружение частей Советской Армии, он значительно превосходил все существовавшие машины своего класса.В 1951 году была установлена литая полусферическая башня без обратных скосов с улучшенным уплотнением погона и устройство для крепления минного трала. Модель Т-54 образца 1951 года получила распространение за пределами СССР и производилась по лицензии в Польше, Чехословакии и Китае. После проведенной модернизации танк получил пушку Д-10ТГ с эжектором вблизи дульного среза и стабилизатор пушки в вертикальной плоскости «Горизонт», что позволило увеличить точность огня.

Был введен также автоматизированный электропривод поворота башни с двойным управлением от наводчика и командира. Наведение пушки в вертикальной плоскости стало осуществляться с помощью электрического привода. Боевая масса танка незначительно возросла. Модернизированная таким образом машина получила обозначение Т-54А. Постепенно до уровня Т-54А были доведены все Т-54. В новой модели танка наводчик располагал модернизированным прицелом-дальномером ТШ-2А-22. На машине стала применяться активная система ночного видения, которая при необходимости устанавливалась вместо снимавшихся перископов.

Т-54А мог преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров, хотя процесс подготовки занимал довольно много времени. Для откачивания воды, которая могла проникнуть в корпус машины, предусматривался водяной насос. Воздух к двигателю и в боевое отделение подавался по трубе, которая монтировалась на башне, а в обычных условиях хранилась в сложенном виде на корме. Герметизация силового отделения вела к перегреву двигателя, что ограничивало ширину преодолеваемых водных преград до 1000 м. Повышение безопасности экипажа обеспечивала новая полуавтоматическая система пожаротушения. Благодаря сети тепловых датчиков о пожаре становилось известно в самые короткие сроки — система автоматически сигнализировала о возникновении очага пожара, после чего механик-водитель вручную приводил в действие систему тушения огня.

В 1956 году на вооружение был принят танк Т-54Б, оснащенный друхплоскостным стабилизатором вооружения СТП-2 и штатной системой ночного видения. Если механику-водителю приходилось заменять один из своих перископов на прибор ночного видения, то командир танка и наводчик располагали комбинированными дневно-ночными приборами наблюдения В качестве стандартного оборудования появился инфракрасный прожектор. Башню оборудовали вращающимся поликом. Изменения по сравнению с предыдущей модификацией касались лишь внутренней части машины и были вызваны установкой стабилизатора и связанных с ним агрегатов. Стабилизированная 100-мм пушка получила обозначение Д-10Т2С.

В 1952 году был создан и спустя два года принят на вооружение ОТ-54 (огнеметный) с боевой массой 36,5 т. На нем вместо спаренного с пушкой пулемета устанавливался автоматический пороховой огнемет АТО-1. Из-за резервуара на 460 л огнесмеси боекомплект пушки Д-10Т сократился до 19 выстрелов Танк мог произвести 20 огневыстрелов по 20 л на дальность 160 м.Модернизированные Т-54М получили лазерный дальномер, новые ночные и дневные приборы прицеливания и наблюдения, стабилизатор вооружения «Циклон-М», гирополукомпас, двигатель В-55В мощностью 580 л. с., системы противоатомной защиты и противопожарного оборудования, а также термодиффузионную дымовую аппаратуру.

В 1949 году на базе танка Т-54 изготовили самоходную артиллерийскую установку СУ-122/54. Ее полностью закрытый корпус был сварен из броневых катаных плит. 122-мм пушку впервые в советском танкостроении снабдили эжектором. Интересной особенностью было использование 14,5-мм пулеметов КПВТ в качестве зенитного и спаренного с пушкой. В состав экипажа входили два заряжающих. СУ122/54 была принята на вооружение в 1954 году и выпускалась с 1955 по 1977 год. На базе Т-54 создали бронированный тягач БТС-2 (1951 г.), самоходный кран СПК-12Г (1961 г.) и мостоукладчик МТУ (мостоукладчик танковый универсальный).

С 1947 по 1958 год выпущено около 17000 Т-54 всех модификаций. Эти машины состояли на вооружении в армиях стран — участниц бывшей организации Варшавского договора. Кроме того, они поставлялись в Албанию, Конго, Египет, Эфиопию, Финляндию, Гвинею, Анголу, Гвинею-Бисау, Индию, Лаос, Северную Корею, Ливию, Мали, Марокко, Мозамбик, Монголию, Никарагуа, Нигерию, Пакистан, Сомали, Судан, Сирию, Уганду, Вьетнам, Йемен, Югославию, Афганистан, Алжир, Бенин, Центрально-Африканскую Республику, Того, Ирак, Замбию и Зимбабве. Как ни один другой танк послевоенного периода, Т-54 имеет богатую боевую биографию. В составе египетской и сирийской армий Т-54 участвовали в арабо-израильских войнах 1956, 1967, 1973 и 1982 годов. В 1971 году они воевали в составе индийских войск против пакистанцев. В 1980-1988 годах Т-54 участвовали в боевых действиях на ирано-иракском фронте. Во время сомалийско-эфиопского конфликта в 1978 году Т-54 находились на вооружении обеих сторон. В начале 70-х годов Т-54 широко применялись Народно-освободительной армией ДРВ против американцев и войск Южного Вьетнама, а в 1979 году отражали вторжение китайских войск.

Характеристики среднего танка Т-54/Т-54Б























Боевая масса, т 36,5
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой вперед 9000
ширина 3270
высота 2400
клиренс 425/468

Броня, мм

лоб корпуса 100
лоб башни 115-190

Вооружение:

  Т-54 100-мм нарезная пушка Д-10Т; два 7,62-мм пулемета СГ-43; 12,7-мм пулемет ДШК-М
Т-54Б 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С; два 7,62-мм пулемета СГМТ, 12,7-мм пулемет ДШК

Боекомплект:

  34 выстрелов, 3500 патронов калибра 7,62-мм, 200 патронов калибра 12,7-мм
Двигатель В-54/В-54Б, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 520л. с.
Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,81
Скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 400

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,80
ширина рва, м 2,70
глубина брода, м 1,40

Модификации танка Т-54:

  • Т-54 (1946). 100-мм нарезная пушка Д-10Т, спаренная с пулеметом СГ-43, два 7,62-мм курсовых пулемета СГ-43, размещенных в броневых коробках на надгусеничных полках, и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Прицел ТШ-20 с 4 кратным увеличением. Двигатель В-54 мощностью 520 л.с. Планетарные, двухступенчатые механизмы поворота. Лопастные гидроамортизаторы на передних и задних узлах. Мелкозвенчатая гусеница, состоявшая из 90 траков с открытым металлическим шарниром и имевшая цевочное зацепление с ведущим колесом (вместо гребного на Т-34 и Т-44). Углекислотная полуавтоматическая система противопожарного оборудования. Снаружи кормовой части корпуса устанавливались две дымовых шашки МДШ. В качестве средств связи использовались радиостанция 10-РТ-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-47.

  • Т-54 (1949). Новая форма башни, заман (обратный скос броневого листа в нижней части башни танка или иной боевой машины) сохранили только в кормовой части. Один курсовой пулемет в отделении управления вместо двух, размещавшихся на надгусеничных полках. Танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли, гусеница шириной 580-мм (вместо 500-мм). Толщина ВЛД уменьшена с 120-мм до 100-мм.

  • Т-54 (1951). Новая полусферическая башня. Прицел ТШ2-22 с переменным 3, 5 и 7-кратным увеличением, изменена конструкция гитары.

  • Т-54А. Пушка Д-10ТГ со стабилизатором в вертикальной плоскости (СТП-1 «Горизонт»). Эжектор для продувки ствола от пороховых газов после выстрела. Прибор ночного видения механика-водителя ТВН-1.

  • Т-54Б. Пушка Д-10Т2С со стабилизатором СТП-2 («Циклон») в двух плоскостях наведения. Инфракрасные ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11 с прожектором Л-2, смонтированным на орудийной маске и ночной прибор командира, спаренный с прожектором ОУ-3 на командирской башенке. Вращающийся полик боевого отделения. Оборудование для подводного вождения. Запас возимого топлива возрос до 1212 л, а запас хода танка — до 430 км.

Источники:

  • Воениздат МО СССР «Методика определения технического состояния танка Т-54»;

  • Танк Т-54Б. Дополнение к руководству по материальной части и эксплуатации танка Т-54А;

  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;

  • Шунков В. Н. «Танки»;

  • Средний танк Т-54 [Бронеколлекция 4(67) 2006];

  • М. Б. Барятинский. Средний танк Т-54;

  • П. Н. Сергеев. Т-54/55. Советский основной танк;

  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг;

  • Steven Zaloga: T-54 and T-55 Main Battle Tanks;

  • Czołg średni T-54A. Opis i obsługiwanie, Wyd. MON, Warszawa 1971.
< Назад   Вперед >

Танк Т-54 🔥 описание, ттх, как выглядит, особенности

Герой данной статьи, танк Т-54 обладает узнаваемыми чертами, классической компоновкой и считается одним из лучших массовых танков СССР за все времена. Грандиозный успех данной модели можно легко объяснить. Боевая машина по традиции получилось простой, удобной, сбалансированной и надежной. Самое главное, что разработчики смогли учесть все ошибки на основе бесценного опыта Второй Мировой войны.

Серийный выпуск Т-54 был организован до 1959 года, а затем танк заменили на Т-55 и Т-62.

Содержание

  1. История создания
  2. Разработка и конструкционные особенности
  3. Тактико-технические характеристики (ТТХ) Т-54
  4. Бронирование
  5. Ходовая часть
  6. Вооружение
  7. Двигатель и его характеристики
  8. Трансмиссия Т-54
  9. Модификации
  10. Машины на базе Т-54
  11. Боевое применение и военная слава
  12. След в играх
  13. Заключение
  14. Источники

История создания

Проектные работы Т-54 (или как он фигурировал вначале – «Объект 137»), велись в конструкторском бюро Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле под руководством А.А.Морозова. Основой послужила модель Т-44, которая проектировалась и испытывалась в 1943-44 г.г..

Главной задачей, которая ставилась перед разработчиками – создать модель, способную заменить массовые машины военного времени – Т-34 76 и Т-34 85. Также требовалось обеспечить защиту от 75 и 88мм снарядов, которые вытеснили в танкостроении предыдущие калибры.

Прототип Т-44 уже обладал достаточной броней, чтобы выдерживать попадание 75мм снарядов.

Сначала лоб корпуса выполнялся из листов стали толщиной 75 мм. Позже его сделали толще на 25 мм, что еще больше повышало живучесть. Очевидным недостатком Т-44, не позволившим машине стать серийной, стала артиллерийская система. Она оставалась такой же, как и на Т-34 (85мм).

Проект будущего Т-54 начали разрабатывать в 1944 году, а уже в январе 1945 года стартовали испытания в подмосковной Кубинке. Началом серийного выпуска считается апрель 1946 года.

Разработка и конструкционные особенности

Разработка Т-54 шла в конструкторском бюро Уралвагонзавода в 1943-1944 годах. Цель разработки — усовершенствование лучшего танка ВОВ Т-34. Работу по созданию нового танка возглавил генеральный конструктор А.А.Морозов. Несколькими годами ранее он успешно разработал сам Т-34. Общая схема бронекорпуса, наклон лобовой части оставлены почти без изменений. Общее сходство Т-54 с Т-34 отлично видно внешне. Была изменена форма башни. Она стала более округлой с уменьшенным профилем по высоте, но главное изменение — перекомпоновка двигателя и трансмиссии. Вместо продольного размещение мотора применено поперечное, что существенно освободило место для боекомплекта и экипажа.

Большую работу инженеры провели в подборе рациональных углов наклона. Встреча снаряда с броней почти никогда не будет прямо под углом 90. Это отлично видно во внешнем облике Т-54 и именно это придает ему такой необычный вид. Сейчас это вполне привычные решения, перекочевавшие в танковую промышленность всех стран мира, но тогда это было новаторским решением. Окончательный вариант был представлен в марте-апреле 1945 года. Полковник Е.А Кульчинский (руководитель государственной комиссии) составил интересное мнение:

Новый танк производил впечатление. Форма брони учитывала углы встречи со снарядами противника, и это придавало корпусу обтекаемость и красоту. Эта необычная красота форм говорила специалистам о высоких технических параметрах боевой машины. Мелкозвенчатые гусеницы с 10-ю опорными катками указывали на возможность движения на больших скоростях. Длинный ствол пушки — на высокую начальную скорость снаряда.

Между разработкой в 1944 году и серийным выпуском в 50-х танк Т 54 пройдет более 650 различных доработок, рекомендованных государственной комиссией. Появится цевочное зацепление гусениц, изменится конструкция башни. С каждой новой доработкой замеченные недостатки устраняли. Т-54 — основной средний танк для массового производства. К его проектированию подходили очень тщательно, проводя сотни часов испытаний.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) Т-54

  • Масса, т – 36
  • Экипаж, ч – 4.Командир, Наводчик, Заряжающий, Механик-водитель.
  • Длина корпуса, мм  – 6002
  • Ширина корпуса, мм – 3270
  • Высота, мм  – 2218

Бронирование

Лоб корпуса (верх), мм/град. 120 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 100 / 55°
Борт корпуса, мм/град. 80 / 0°
Корма корпуса, мм/град. 45 / 17°
Днище, мм 20
Лоб башни, мм/град. 200 / 0°106 / 60°
Борт башни, мм/град. 160 / 0°85 / 60°
Корма башни, мм/град. 65 / 0°56 / 30°
Крыша башни, мм 30

Ходовая часть

Танк получил независимую, торсионную подвеску катков, что позволило снизить вес, сократить размеры (высота танка уменьшилась на 30 см) и улучшить ходовые качества. Ходовая часть каждого борта состояла из 5 опорных литых металлических катков с обрезиненными ободами и гидравлическими амортизаторами на первом и последнем катках. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. С подвесным оборудованием, устанавливаемым вокруг гусениц, танк мог преодолеть вплавь до 60 км при волнении до 5 баллов.

  • Мощность двигателя, л. с. – 520
  • Максимальная скорость, км/ч – 50
  • Запас хода по шоссе, км – 300
  • Удельная мощность, л. с./т  – 14,4
  • Преодолеваемый подъём, град.  – 30°

Вооружение

Основным вооружением Т-54 являлась 100-мм пушка Д-10Т. Длина ствола орудия — 56 калибров. Это орудие было разработано в конструкторском бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова для СУ-100. Бронебойный снаряд её 100-мм пушки был способен пробить вертикальный лист брони толщиной 125 мм на расстоянии 2000 м. После Второй мировой войны его улучшенные варианты состояли на вооружении в течение сорока лет после разработки исходной модификации. Дополнительное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемёта, расположенного справа от пушки. Танк продолжал производиться даже после того, как на вооружение был принят Т-62.

Двигатель и его характеристики

Существенное увеличение массы брони потребовали нового мощного мотора. При этом если производство новых корпусов можно освоить сравнительно быстро, то с двигателем так поступить нельзя ввиду большого числа деталей. Самым массовым танковым мотором того времени оставался дизель В-2 с Т-34, поэтому на Т-54 была поставлена его модификация В-54. Этот двигатель уже обеспечивал почти идеальные возможности по КПД. Достаточно сказать, что экономичность была уже почти на уровне 250 г/кВт, что соответствует самым современным стандартам. Разработчик и производитель В-54 — Челябинский Тракторный Завод.

В-54 — тихоходный 12-и цилиндровый дизель. Мощность — 520-550 л.с. Тихоходность мотора значительно повышает его надежность (снижаются конструкционные нагрузки), но требует большого рабочего объема. В-54 имеет объем 38,8 л. Показатель литровой мощности 14,5 л.с/л. Например в скоростном дизеле легкового автомобиля этот показатель доходит до 70 л.с./литр, что в пять раз выше. Несмотря на огромный объем мотора, его вес получился небольшим, около 960 кг. Дизель работает по классической четырехтактной схеме с высоким КПД. Рабочий диапазон оборотов двигателя мал — 2000-2400 об/мин. Для КПД это сказывается только положительно.

Мотор В-54 выпускается и в гражданской версии. Двигатель В-55 можно купить и использовать для привода дизельных электростанций, грузовиков, экскаваторов, универсальных шасси. Довольно широкое применение этих моторов в нефтегазовом секторе промышленности: буровые установки вездеходы, насосы.

Трансмиссия Т-54

Для гусеничного танка оптимальна трансмиссия с дифференциальным механизмом поворота. В сравнении с вариантом Т-34 трансмиссия была существенно перекомпонована для поперечного расположения мотора. Управление ведется механиком-водителем, размещаемым в передней части корпуса.

Модификации

  • Т-54 обр.1949 г. – новая башня. Бронирование корпуса снижено до 100 мм.
  • Т-54 обр.1951 г. – опять же новая форма башни. Установлены новые прицелы.
  • Т-54К – «Командирский». Дополнительная радиостанция и навигационное оборудование. Принят на вооружение в 1954 году.
  • Т-54А – Модернизированное орудие Д-10ТГ со стабилизатором вертикальной наводки. Новые прицелы. Прибор ночного видения для мехвода. Принят на вооружение в 1955 году.
  • Т-54АК – “Командирский” Т-54А. Доп. радиостанция и навигационное оборудование. Принят на вооружение в 1958 году.
  • Т-54АМ – Новый двигатель, мощностью в 580 л.с. Боекомплект возрос до 43-х выстрелов. Катки от танка Т-55. Новая система подводного вождения и связи. Дальномер. Также еще очень много изменений, которые особо незначительны.
  • Т-54Б – Новое орудие Д-10Т2С со стабилизатором. Инфракрасный прицел ночного видения для наводчика. Прибор ночного видения установленный в командирской башне. Вращающийся пол боевого отделения. Запас топлива возрос до 1212 л, что дает возможность преодолеть 430 км пробега без дозаправки. Принят на вооружение 11 сентября 1956 года.
  • Т-54БК – «Командирский» Т-54Б. Доп. радиостанция и навигационное оборудование.
  • Т-54М («Объект 139») – Разрабатывался в 1954 году. Новое орудие Д-54ТС. Изменено доп. вооружение. Новая ходовая часть, которая впоследствии будет применена на Т-55. Новые прицелы и приборы ночного видения. На вооружение не принят по причине сложности производства пушки Д-54ТС и боеприпасов к ней.
  • Т-54М («Объект 137М») – Отличается от «Объекта 139» пушкой Д-10Т и наличием лазерного дальномера. Новые гусеницы. Принят на вооружение 18 марта 1977 года. До его уровня были модернизированы все Т-54.
  • Т-54МК – «Командирский» Т-54. Доп. радиостанция и навигационное оборудование.
  • Тиран 4 – Израильская модификация. Новый двигатель, мощностью в 610 л.с. На правом борту башни установлены 60-мм минометы.
  • Type 62 – Китайский легкий танк. Установлена более слабая броня и 85-мм пушка Type 62-85ТС. Принят на вооружение в 1963 году.
  • Type 59 – Китайский средний танк. Должен был быть полностью идентичный Т-54А. Однако в Китае комплектовался чем угодно. Принят на вооружение в 1958 году.
  • Type 69 – Китайский основной боевой танк. Принят на вооружение в 1982 году.
  • Type 79 – Китайский основной боевое танк. Принят на вооружение в 1984 году.
  • Type 80 – Китайский основной боевой танк. Принят на вооружение в 1988 году.

Машины на базе Т-54

  • ОТ-54 – Огнеметный танк. Комплектовался огнеметом АТО-1. Внешне ничем от Т-54 не отличался. Принят на вооружение 14 мая 1954 года.
  • «Объект 483» – Огнеметный танк. Вместо орудия установлен огнемет ОМ-250 и и противотанковый комплекс 9К116 «Кастет». Не принят на вооружение из-за отсутствия пушки.
  • «Объект 530» – Зенитная самоходная установка. Оборудован двумя 57-мм зенитными пушками «Ока-1». Не принят на вооружение по причине начал работ над более совершенным 30-мм и 37-мм зенитными установками.
  • «Объект 560» – Спец. машина. Отсутствовала башня с вооружением. Вместо нее устанавливался комплекс пуска крылатых ракет. Дальность стрельбы – от 10 до 120 км. На вооружение не принята по причине начале работ по более совершенному проекту П2П.
  • БМР-2 – Бронированная машина разминирования. Принята на вооружение в 1980-х годах.
  • БТЛ-1 – Бронелетучка. Устанавливалась на бронепоезде БП-1. Принята на вооружение 1 марта 1971 года.
  • БТС-2 – Тягач. Принят на вооружение в феврале 1955 года.
  • БТС-4А – Тягач. Принят на вооружение после 1955 года.
  • БРЭМ-3 – Ремонтно-Эвакуационная машина. Принята на вооружение в 1980 году.
  • ГПМ-1 – Гусеничная пожарная машина. Принята на вооружение в 1986 году.
  • ЗСУ-57-2 – Зенитная самоходная установка. Оснащена двумя 57-мм зенитными пушками. Принята на вооружение в 1955 году.
  • МТУ – Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1982 году.
  • СПК-12Г – Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение 21 сентября 1967 года.
  • СУ-122-54 – Самоходная артиллерийская установка. Орудие – 122-мм Д-49.
  • Т-54-Т – Тягач. Разработан в ГДР.  Принят на вооружение в 1965 году.
  • Ахзарит – БМП. Разработана в Израиле. Принята на вооружение в 1987 году.

Боевое применение и военная слава

Танк Т-54 — самый массовый не только в советской армии, но и во всем мире. Эти машины то и дело попадаются на военных кадрах любого вооруженного конфликта: Сирия, Ливия, Ирак, Йемен, Судан. СССР поставлял танки всем желающим государствам. Каких-либо серьезных ограничений на их поставку не было. Т-54 принимают участие почти в любом военном конфликте после 50-х годов.

Самое массовое боевое применения танка Т-54 было в афганской войне. Несмотря на то, что танки для 80-х годов уже были устаревшими, в боях они себя показали хорошо, что было связано с ограниченными объемами противотанковых средств у противника. Основное число машин было потеряно на минах. Ракетное противотанковое вооружение в афганской войне не использовалось.

В нынешнее время Т-54 продолжает участвовать в различных вооруженных конфликтах. Ведутся работы по установке на танк современных систем вооружения. Например, штатная 100 мм пушка позволяет вести огонь управляемыми снарядами.

След в играх

Пожалуй, самую большую долю популярности легендарный танк Т-54 получил с выходом игры World of Tanks. Среди ключевых характеристик модели выделяется крепкое бронирование лобовой части корпуса, отличные показатели по маневренности, хорошая пробивная сила орудия.

Среди очевидных недостатков можно отметить откровенно слабую бортовую броню, низкую точность стрельбы и сложность прицеливания, уязвимость баков и запасов снарядов в боевом отделении. По представленным характеристикам игровой танк близок к реальному положению вещей.

Заключение

Безусловно, большое влияние на качественный скачок в производстве танков в СССР наложила война, после которой стали ясны качества (важнейшие, важные и второстепенные) для новых машин.

Т-54 изначально планировалось обеспечить хорошей защитой от развивающихся противотанковых вооружений. Позднее модификации дополнительно защищались от новой угрозы – ядерного оружия, радиационного загрязнения.

Если сравнивать с образцами военного времени, выросла эффективность ведения боя за счет улучшения системы наведения, повышения маневренности.

Несмотря на то, что Т-54 обладал недостатками, он оставался одним из ведущих средних танков мира. Вместе с ближайшими модификациями – танками Т-55 и Т-62 – он в количественном выражении доходил до 80-85% от всех танков, имеющихся на вооружении СССР. Серийное производство машин продолжалось больше 30 лет практически без серьезных совершенствований, что в условиях современности – солидный срок.

Источники

  • https://warbook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-54/
  • https://warways.ru/boevye-mashiny/tanki/t-54.html
  • https://tanki-tut.ru/ussr-russia/t-54/
  • https://gun-35.ru/voennaya-tehnika/tank-t-54-tehnicheskie-harakteristiki-tth-pervyj-obrazets-konstruktsiya-ustrojstvo-vnutri-skolko-vesit.html
  • https://soldat.pro/2018/07/03/tank-t-54/

Советский основной боевой танк Т-54 (1949 г.

)

СССР (1949 г.) Основной боевой танк — построено 35000

Гусеничный Калашников

Т-54 это легенда. На сегодняшний день он использовался более широко, чем любой другой ОБТ времен холодной войны или современный ОБТ. Он поставлялся или производился странами Варшавского договора, составлявшими основную часть их вооруженных сил в 1960-70-х годах. Затем он служил союзникам на Ближнем Востоке (Египет, Сирия, Иордания) и многочисленным странам из числа неприсоединившихся стран и стран третьего мира. Было выпущено 83 500 экземпляров, а также польская и чешская версии (еще 21 000). Он был в значительной степени связан с колониальными войнами или войнами за независимость по всему миру и до сих пор является одним из наиболее распространенных элементов оборудования любой бронетанковой армии. Китай скопировал Т-54 под Тип 59обозначение, и он также был широко распространен среди азиатских стран, особенно в Северном Вьетнаме, Лаосе, Камбодже и Северной Корее.

Этому успеху способствовали несколько факторов, которые имеют некоторые очевидные сходства с печально известным автоматом Калашникова. Во-первых, массовое производство сделало его не только широко доступным, но и самым дешевым предложением для современного ОБТ. Производство длилось пятнадцать лет, но модернизация и модернизация были постоянными, вплоть до 1990-х годов. Запасные части также были широко доступны по той же причине. Во-вторых, это был хороший универсальный ОБТ, достигший в этом отношении того же баланса, что и знаменитый Т-34. В-третьих, он был прост в эксплуатации, с простой внутренней эргономикой.

В-четвертых, он был очень прочным, надежным и легко адаптируемым. Сейчас существует, пожалуй, более двухсот локальных вариантов, некоторые из которых используются до сих пор, а не только локальные преобразования, апгрейды и побочные продукты. Т-54 уже отслужил пятьдесят лет и, вероятно, еще будет использоваться в 2020-х годах.

Т-44/100, производная от Т-44, вооруженная новой 100-мм (3,94 дюйма) пушкой, усиленная бортовыми экранами, начало 1946 года.

Преемник Т-44

Задуманный, названный и долгое время классифицируемый как средний танк, оригинальный проект Т-54 полностью вобрал в себя опыт последней мировой войны. Столкнувшись с тяжелобронированными немецкими танками конца войны, советские конструкторы пришли к выводу, что единственным выходом вперед является повышение огневой мощи. В октябре 1944 года в ОКБ-520 Уральского танкового завода № 183 имени Сталина в Нижнем Тагиле была разработана самоходная артиллерийская установка СУ-100. Он имел очень быстроходный Д-10С и хорошо себя зарекомендовал в качестве охотника за танками.

Опыт был использован при установке этой пушки на Т-34/85, породив Т-34/100. Но полевые испытания выявили серьезную проблему: трансмиссия не выдерживала отдачи. Это привело к рождению Т-44/100, предка Т-54. Первый прототип последнего был собран в феврале 1945 года и еще во многом напоминал Т-44. Лобовая часть гласиса была увеличена до 120 мм (4,72 дюйма) (верхняя часть) и 90 мм (3,54 дюйма) (нижняя часть), а башня опиралась на 1800-мм (5,9 фута) башенное кольцо. Новый 12-цилиндровый 38,88-литровый дизель водяного охлаждения В-54 давал лучшие характеристики, но общий вес снижал маневренность и скорость по сравнению с Т-44.
Первый прототип был признан недостаточным, и работа началась 19 июня.45 на втором прототипе, Объект 137. Он имел переработанную, более просторную башню, оснащенную 100-мм (3,94 дюйма) основной пушкой ЛБ-1, соединенной со спаренным пулеметом СГ калибра 7,62 мм (0,3 дюйма) и дополненной двумя 7,62 мм (0,3 дюйма) средние пулеметы СГ-43, установленные в фиксированных коробках на надгусеничных полках, стреляет водитель. Броня башни была усилена (200 мм/7,87 спереди, 125-160 мм/4,92-6,3 по бортам).

Т-54-1 с первой литой башней, до сих пор напоминающий Т-44.

Конструкция Т-54 модель 1946

Первый прототип потребовал модификации корпуса Т-44, начиная с усиленного лобового стекла за счет удаления смотровой щели для механика-водителя, замененной двумя люковыми перископами МК-1К. Большую башню сместили еще больше к центру для улучшения внутренней компоновки, а ее лобовая часть достигла 200 мм (7,87 дюйма). Вертикальная наводка основного орудия осуществлялась с помощью шарнирно-сочлененного телескопического прицела ТШ-20 с электроприводом, управляемого командиром и наводчиком. Главной угрозой были признаны воздушные атаки, оснащенные зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШК, хотя более легкий мог быть установлен в бронированной полке с дистанционным управлением. Двигатель и схема трансмиссии Т-44 остались без изменений, но двигатель был модернизирован до дизельного В-54. Новый средний танк был тяжелее Т-44, но колесная система и гусеница были полностью переработаны, с новым зацеплением пальцев и улучшенными шипами, усилены опорные катки для парирования угловых колебаний и установлена ​​новая гидравлическая торсионная подвеска. По состоянию на 1919 год Т-54 были одними из лучших средних танков мира.47, превзойденный только в 1958 году, когда на вооружение был принят 105-мм (4,13 дюйма) вооруженный британский Centurion.

Раннее производство: Т-54-1, 2 и 3

Модель 1948 года была первой производственной серией, также называвшейся Т-54-1, и существенно отличалась от предыдущих прототипов повышенной защитой (80 мм/3,15 борта, 30 мм/1,18 крыши и 20 мм/0,79 днища). ) и более совершенные боеприпасы (полнокалиберный APHE серии БР-412). Было изготовлено около 1490 машин, все они были оснащены башней раннего типа, улучшенной версией башни Т-44, но вскоре возникли проблемы с качеством. В 1949 первый этап модернизации пришелся на Т-54-2. Согласно статистике, согласно которой 90% попаданий приходилось на метр от земли, толстая лобовая верхняя плита была уменьшена до 100 мм (3,94 дюйма). Также были изменены конструкция башни и зенитная установка. Новая башня была вдохновлена ​​той, что стояла на тяжелом ИС-3, но с характерным свесом в задней части и более коротким суетой.
Усовершенствованная трансмиссия включала в себя воздухоочиститель с несколькими масляными ваннами и пылеуловитель, а предпусковой подогреватель масла форсунки сокращал время прогрева двигателя в холодную погоду.

Ширина гусениц увеличена до 480 мм (18,9 дюйма), что снижает давление на грунт. Пулеметы на крыльях были удалены в пользу более традиционной носовой модели. Уральский танковый завод № 183 имени Сталина (Уралвагонзавод) поставил в 1950 году всего 423 машины, а в 1951 году — еще 800. В том же году прошел второй этап модернизации, позже известный как Т-54-3, но в производство только называлось «Т-54». Башня была перепрофилирована без свеса, оснащена новым оптическим прицелом наводчика ТШ-2-22, улучшенными уплотнениями трущихся частей, подшипников и электроприборов, защищенных от пыли, а также системой дымообразования ТДА. Также был поставлен командирский вариант Т-54К со второй радиостанцией Р-113. Общий объем производства этой модели был довольно большим и составил 1952 до 1955 года, после чего производство было модернизировано.

Т-54А (1955-1957)

К 1953 году в ОКБ-520 сформировался новый коллектив под руководством Леонида Николаевича Карцева. Их Т-54А снабдили новым стабилизатором пушки СТП-1 «Горизонт» в вертикальной плоскости с улучшенным наведением, автоматизированным электровыбрасывающим устройством для продувки ствола, а первоначальный небольшой дульный противовес был заменен на массивный дымосос. . Эта новая пушка получила название Д-10ТГ. Теперь можно было вести настоящий прицельный огонь с ходу.

Двигатель получил воздухоочиститель с управляемыми жалюзи, многоступенчатый воздушный фильтр и управление радиатором для поддержания оптимальной производительности, а также новый болотный шноркель ОПВТ. Водитель получил перископ ночного видения, как и ТВН-1, и соответствующий ИК прожектор вождения. Также была выпущена новая радиостанция Р-113. Наводчик получил модернизированный оптический прицел ТШ-2А-22. Другие модификации включали электрический масляный насос, трюмную помпу и автоматический огнетушитель. Самым заметным изменением во внешнем виде, за исключением дымососа пушки, стали задние массивные дополнительные топливные баки. Этот Т-54А был запланирован на середину 1954, но не производился до конца 1955 года в качестве модернизации, которая продолжалась до 1957 года. Только за 1955 год Свердловским и Пермским арсеналами было построено 2102 орудия Т-10ТГ, 1854 — в 1956 году и 840 — в 1957 году.

Польские Т-54А производились на заводе Bumar-Labedy как AM, отличались L-образными топливными баками по обе стороны от погона башни и дополнительными отсеками для хранения ZIP на башне. 2855 из них были собраны с 1956 по 1967 год, заменив стареющие Т-34/85. В Чехословакии аналогичные усилия были начаты на ZTM Martin, где было поставлено 249 автомобилей.0 Т-54А и 120 Т-54АК (командирские версии) с 1958 по 1966 год. Эти командирские версии были разделены между АК-1 и АК-2, первый имел дополнительную радиостанцию ​​Р-113, а последний имел телескопическую длинную дальномерная антенная мачта НТМ-10.

Т-54Б (1957-1959)

В 1955 году еще одна крупная модернизация (Объект 137Г2) была запущена в серию как Т-54Б. Он был оснащен нарезной пушкой Д-10Т2С, спаренной с двухплоскостным стабилизатором СТП-2 «Циклон» («Циклон») в вертикальной и горизонтальной плоскостях, разработанным на заводе ЦНИИ-173. Это увеличило вероятность попадания в цель с 30 до 60%. Топливные баки снабжались комплектами самогерметизирующихся систем. С ними танк не мог преодолеть брод глубиной 5 м (16,4 фута). Производство началось в начале 1957, заменивший Т-54А. В апреле 1959 года новые инфракрасные и ночные прицелы были добавлены в конце производства, незадолго до появления Т-55. Сюда входили инфракрасный прожектор Л-2 «Луна», инфракрасный прицел наводчика ТПН-1-22-11 и новый инфракрасный прожектор ОУ-3, установленный над командирской башенкой.

Это был первый в СССР полный комплект ночного боевого снаряжения. Эта версия производилась до апреля 1958 года. Т-54Б массово продавались в Восточную Германию. Т-54Б польского производства отличались двумя Г-образными топливными баками местной разработки на левом крыле, модифицированным правым задним воздухозаборником, а также другим ящиком для инструментов, вращающимся полом башни и органами управления приводом. с гидравлическим приводом. Также выпускались командирские версии Т-54БК с теми же подвариантами, что и АК.

Т-54М (1954 г.)

Самый последний набор модификаций пришел с Объектом 139. На этой модели впервые были испытаны 100-мм (3,94 дюйма) гладкоствольная пушка Д-54ТС с новой системой стабилизации «Радуга», впервые разработанной в 1952 году. Опытный образец был доставлен в Нижний Тагил в октябре 1954 года. а также имел увеличенный до 50 патронов склад, 14,5-мм (0,57 дюйма) зенитный пулемет и форсированный двигатель В-54-6. С пушкой было обнаружено много проблем, препятствовавших ее установке на Т-55, но это развитие было продолжено с Объектом 165, предшественником Т-62.

Дальнейшие кампании модернизации (1965-1990)

В каком-то смысле модернизированный Т-55 стал первым этапом модернизации. Многие Т-54 действительно были модернизированы до стандарта Т-55, который включал полную защиту от РХБ, новый дизель В-55 мощностью 581 л. с., увеличенную дальность полета и боекомплект (Т-54М и АМ). Хотя с точки зрения брони революции не произошло, достижения в области бронебойных и кумулятивных боеприпасов гарантировали этим машинам оставаться на передовой до 1990 года, не считая всех локальных модификаций, выполненных различными производителями/заказчиками по всему миру. После распада СССР излишки Т-54/55 были снабжены выгодными программами модернизации, которые позволили им оставаться на передовой по сей день. Среди этих маловероятных производных были до недавнего времени модифицированный США Jaguar или египетский Ramses II, оба чрезвычайно интересные варианты ОБТ для бюджетных бюджетов.

Недостатки Т-54

Небольшие размеры и низкий силуэт этих танков не обошлись без цены. Действительно, тесное и маленькое боевое отделение не имело комфорта и сильно ограничивало средний рост новобранцев. Это было обычным делом наряду с более новыми моделями, такими как Т-62 и Т-64, и никогда не обнаруживалось до того, как израильские экипажи имели дело с сотнями захваченных машин, модифицированных и введенных в эксплуатацию как Тиран-4. Другой проблемой была форма башни, которая не позволяла наклонять орудие менее чем на 5 °, недостаток, который полностью использовался на поле боя израильскими танкистами и запрещал огневую позицию «корпусом вниз». Еще одной проблемой была система стабилизации орудия, которая была грубой и неэффективной, что исключало возможность попадания при стрельбе с ходу. На практике стрельба была достаточно точной в состоянии покоя и на относительно короткой дистанции (менее 1000 м), что повышало шансы на успех.

Другой проблемой было отсутствие современной брони. Т-54 был задуман с учетом традиционных боевых действий и боеприпасов, с очень толстой броней. Вся эта толщина устарела к тому времени, когда кумулятивные заряды стали широко применяться, и Т-54/Т-55 дорого заплатили за ракеты LAW, ракеты TOW и даже 76-мм снаряды M41 Walker Bulldog во Вьетнаме. В более поздних обновлениях, часто производимых иностранными компаниями, были добавлены аппликации или разнесенная броня и блоки динамической защиты. Однако весь этот дополнительный вес сказался на оригинальном двигателе, который также часто приходилось заменять. Восстановление таких модернизированных моделей делает их все еще ценным предложением на поле боя 21-го века.

Варианты

ОТ-54

В 1952 году в этой версии спаренный пулемет был заменен на огнеметный комплекс АТО-1 (автоматический пороховой огнемет). В носовой части был установлен дополнительный резерв на 460 л. АТО-1 мог выбрасывать струю пламени на расстояние до 160 метров (525 футов).

Т-54К

Командирский вариант Т-54К (1954 г.) был оснащен двумя радиостанциями дальнего действия, новой силовой установкой и специальным навигационным оборудованием.

ЗСУ-57-2

Этот подвариант имел укороченный корпус с четырьмя опорными катками на борт, более тонкую броню и спаренные 57-мм автоматические пушки QF во вращающейся башне. Возможно, 3000 были построены СССР, Северной Кореей и Китайской КНР с длинным списком операторов.

САУ СУ-122

Самоходная установка СУ-122 была создана на базе Т-54А. Также известная как СУ-122-54 или ИТ-122, она была впервые разработана в 1949 году как дальнобойная истребитель танков. В период с 1955 по 1957 год было построено 77, а затем 23 машины с незначительными деталями между сериями. У СУ-122-54 была модифицированная колесная система с небольшими промежутками между двумя первой и четвертой парами колес, но большим просветом между третьей и другими парами, как на следующем Т-62. В его надстройке размещался 122-мм (4,8 дюйма) Д-49.боезапас орудия 35 снарядов, два вторичных крупнокалиберных пулемета КПВТ (один зенитный из командирского люка) и 600 патронов в резерве. Сразу за дульным тормозом находился дымосос. Перед окончанием серии была доработана командирская башенка. Редкое появление, эти 100 автомобилей прослужили недолго и в основном были замечены Западом во время парадов на Красной площади в 1970-х годах как АРВ-препараты.

Трактор БПС-2

Модифицированный тягач, оснащенный краном-манипулятором, противовесом, задними пламегасителями и одним пулеметом ДШК для защиты.

СПК-12Г

Специально модифицированный аварийно-спасательный автомобиль, оборудованный краном, с еще большей грузоподъемностью. Он вполне мог буксировать любые танки от Т-54 до ИС-10. Они использовались до 1990-х годов.

Местные версии

Сюда входят Т-54А чешской постройки, АК (командирский), АР «Риека», АМ и АМК, АМБ, АМ1 и их подварианты и варианты; восточногерманские Z / AZ / AMZ (модернизированные) и их варианты, израильские Tiran-4 и Tiran 4Sh, а также такие варианты, как Achzarit APC, а также польские T-54AD и AM. Гораздо больше модификаций в этом плане было сделано более современному Т-55.

Преемник: Т-55

На смену Т-54 пришел полностью усовершенствованный Т-55, разрабатываемый с 1955 года на том же заводе. В основном это была сумма модернизаций, выполненных на бывших Т-54, но с полной защитой от РХБ под названием ПАЗ (Противоатомная защита), изученных конструкторским бюро КБ-60 в Харькове. Затем линейку модификаций отправили на Уралвагонзавод. Т-54М (Объект 139) испытал эти технологии, но был также оснащен новым дизельным двигателем В-55 (581 л.с.), чтобы справиться с дополнительным весом. Были модернизированы системы стартера, наддува и подогрева, внедрен дизельный топливный фильтр МС-1. При этом были изменены люки вентиляции двигателя, увеличены запас хода и запас топлива. Количество переносимых патронов увеличилось с 34 до 45.

Были разработаны новые боеприпасы, такие как кумулятивные снаряды БК5М, способные пробить броню толщиной 390 мм (15,35 дюйма). Всего до 1981 года было построено 27 500 Т-55, так как в шестидесятые и семидесятые годы последовало множество модернизаций. Большинство Т-54 были модернизированы по той же схеме, что и Т-55, и закончились гибридной серией, известной в НАТО под общим названием Т-54/55. При комбинированном производстве эта серия оставалась основной частью советских обычных вооруженных сил до распада СССР и в основном шла на экспорт.

Ссылки по теме Т-54

Т-54/55 в Википедии
Специализированный сайт о Т-54 (на русском языке)
На военном заводе
О вариантах Т-54/55 и операторах

Технические характеристики Т-54

Размеры (Д-Ш-В) 9 м (6,45 м без пистолета) x 3,27 м x 2,4 м
(29 футов 5 дюймов (21 фут 2 дюйма) x 10 футов 7 дюймов x 7 футов 9 дюймов)
Общий вес в боевой готовности 36 тонн — 36,4 длинных тонны (72 000 фунтов)
Экипаж 4 (командир, водитель, наводчик, заряжающий)
Г 8-цилиндровый V-54 (B-54), 520 л.с. (388 кВт), отношение веса к массе 14,4 л.с./т
Максимальная скорость 55 км/ч (34 миль/ч)
Подвески Торсионы с гидравлическими рычагами
Диапазон (дорога/внедорожник) 330–440 км (205/273 миль)
Вооружение Основной: 1 x 100 мм DT10 (3,94 дюйма)
Сек: 1 x 12,7-мм зенитный пулемет ДШК (0,5 дюйма)
Секунда: 3 пулемета СГ-43 или СГМТ калибра 7,62 мм (0,3 дюйма)
Броня Лобовая часть 120 мм (4,7 дюйма), борта 80 мм (3,15 дюйма), задняя часть 45 мм (1,77 дюйма), передняя часть башни 200 мм (7,87 дюйма), крыша 30 мм (1,18 дюйма), днище 20 мм (0,79 дюйма)
Всего произведено (только Т-54) Прибл. 35 000

Т-44, предок семейства Т-54, имел ту же башню и основное орудие, что и Т-34/85.

Т-54-1 раннего типа (1948 г.), с переходной башней и многими особенностями шасси Т-44.

Египетский Т-54-1, война 1967 г.

Т-54-2, второй ранний тип (1949 г.).

Модернизированный Т-54-2 Советской Армии, осень 1950 г.

Сирийский Т-54-2, Шестидневная война, 1967.

Т-54-3 (Объект 137), третий опытный образец (1951 г.), со стандартной башней. Обратите внимание на колеса со спицами.

Т-54, ранний серийный образец (1951 г.). Обратите внимание на ранние колеса со спицами.

Советская морская пехота Т-54, 1960-е годы.

Т-54А красногвардейской части, 1955 г.

Египетский Т-54А со спицами, война 1967 г.

Восточногерманский Т-54А.

Т-54АМ польского производства, узнаваемый по дополнительным отсекам для хранения на башне.

Афганский Т-54А, лишенный почти всех багажников и брызговиков, Панширская долина, 2002 г.

Т-54Б в зимнем камуфляже, 1958 г.

Польский Т-54Б, 1970-е гг. Обратите внимание на сочетание старых колес со спицами и современных.

Северовьетнамские Т-54Б во время наступления на Тет в 1968 году. 900 единиц находятся в строю и сегодня, составляя основную часть вьетнамских сил.

Египетский Т-54Б со спицами, война 19 г.67.

Египетский Т-54Б в 1973 году, война Судного дня, модернизированный с новым дальномером.

Чешский Т-54Б, 1976 г.

Советский Т-54Б, предположительно красногвардейской части, на выставке сегодня.

Камбоджийский Т-54Б, 1980-е гг.

Сербский Т-54Б, Косово, 1992 г. Безошибочно узнаваем благодаря импровизированной защите из дополнительных резиновых панелей.

Ливанские ополченцы Т-54Б, Бейрут, 1980-е годы.

Галерея Т-54 и вариантов

Т-54 / Т-55 Основной боевой танк

Компоновка Т-54 обычная, основное вооружение состоит из 100-мм нарезной пушки. Т-54 использовался больше, чем любой другой танк со времен Второй мировой войны. Предназначен для ведения боевых действий с танками, боевыми машинами, бронетранспортерами и другими бронированными объектами противника. Т-55 сочетает в себе высокую скорость пушки с исключительной выносливостью на дальних дистанциях. Т-55 имеет полностью гусеничное пятиколесное шасси с низким силуэтом корпуса и куполообразной башней.

Танки серии Т-54 впервые появились в 1949 году в качестве замены танку Т-34 времен Второй мировой войны. Первый прототип Т-54 был построен в 1946 году, а первое производство началось в 1947 году. Т-54 постоянно улучшался и модифицировался.

Не успел Советский Союз принять на вооружение танк Т-54 в конце 1940-х годов, как между бывшими союзниками по Второй мировой войне обострилась гонка вооружений, стороны боролись за первенство во всех сферах обороны и производства вооружений. Для СССР танки имели особое значение в проецировании военной мощи на сушу, и его танковые массы десятилетиями висели над Европой, как дамоклов меч.

Советский вызов не остался без ответа. За появлением американского M48 Patton III и британского боевого танка Centurion в 1959 году последовал дебют американского основного боевого танка M60. Над модификацией Centurion Mk.10 советские танкостроители также работали сверхурочно, чтобы соответствовать ее улучшенным характеристикам.

Работы по созданию новой бронемашины на базе среднего танка Т-54Б начались в 1957 году. Танк, получивший секретный гриф «Объект 155», вобрал в себя весь комплекс новых конструктивных особенностей, полученных в результате модернизации Т-54. Тестирование проходило с зимы 1957 до весны 1958 года, когда Объект 155 был принят на вооружение Советской Армии как Т-55 согласно постановлению Совета Министров СССР от 8 мая.
Т-55 был представлен в 1958 году и включает в себя все доработки и улучшения полностью разработанной серии Т-54, не отличаясь радикально ни по конструкции, ни по внешнему виду. Т-55А появился в начале 1960-х годов. Производство продолжалось в Советском Союзе до 1981 года, а также в Китае (как Type 59), Чехословакии и Польше.

Большое количество все еще находится на вооружении, хотя к 1980-м годам Т-54/55 были заменены Т-62, Т-64, Т-72 и Т-80 в качестве основного основного боевого танка в первой линии советских танков. и мотострелковых частей. Использовался во время вторжения в Венгрию в 1956 году, Чехословакию в 1968 году и Сирию в 1970 году, он был основным арабским танком в войнах 1967 и 1973 годов с Израилем. В 1970-е годы Т-54 участвовал в боевых действиях во Вьетнаме, Камбодже и Уганде.

ОПИСАНИЕ:
  • Средний танк Т-54 имеет полностью гусеничное пятиколесное шасси с пространством между первым и вторым опорными катками и без опорных катков. Он имеет низкий силуэт корпуса с куполообразной башней, установленной над третьим опорным катком. 100-мм основное орудие нарезного калибра имеет эвакуатор канала ствола на дульном срезе. Также установлены 7,62-мм спаренный пулемет и 7,62-мм носовой пулемет. На более поздней версии Т-55А отсутствует носовой пулемет.
  • Т-55 отличается от других моделей Т-54 отсутствием правой башенки и вентилятора купола башни, расположенного перед этой башенкой на Т-54. У большинства Т-55 также отсутствует установленный в башне 12,7-мм зенитный пулемет Т-54, и на всех Т-55 установлен инфракрасный прожектор наводчика выше и справа от основного орудия. Этот прожектор, однако, не является отличительной чертой, так как им модернизировали многие танки Т-54 и Т-54А.
ВОЗМОЖНОСТИ:

Боевые возможности Т-54 были замечены в одном из сражений Вьетнамской войны. Два южновьетнамских легких танка M41 были поражены американским Т-54 тремя снарядами каждый. В бою танк против танка два южновьетнамских легких танка М-41 выпустили по три 76-миллиметровых снаряда каждый по одному Т-54. Т-54 получил некоторые повреждения, но легко уничтожил более легкие машины американского производства. После прекращения стрельбы экипаж СВА спокойно вышел из своего Т-54 и ушел.

Враждебные условия башни снизили практическую скорострельность Т-54 до четырех выстрелов в минуту. Грамотный западный танковый экипаж мог выпустить такое же количество снарядов за первые 15 секунд боя. Советские конструкторы вскоре после этого приступили к работе над Т-55. Внешне он почти ничем не отличался от других танков, но внутри обнаружилось большое количество улучшений.

Т-55 сочетает в себе скорострельное орудие с высокомобильным шасси, низким силуэтом и исключительной выносливостью на дальних дистанциях. Улучшения по сравнению с Т-54 включают более крупный дизельный двигатель В-12 с водяным охлаждением мощностью 580 л.с. вместо 520 л.с., увеличенный запас хода на 500 км (до 715 км с двумя 200-литровыми дополнительными топливными баками, которые можно нести сзади). ), а не 400 км (600 км со вспомогательными баками). Т-55 также имеет двухплоскостную стабилизацию основного орудия, а не только вертикальную стабилизацию, и базовую нагрузку основного орудия 43 снаряда вместо 34,9.0007

ВАРИАНТЫ

Танки Т-54/55 выпущены в большем количестве, чем любой другой танк в мире.

  • Т-54: между ранними моделями Т-54 и более поздними моделями существует множество различий, некоторые из которых имеют более широкую маску и вырез под башню в задней части.