Компоновка катка ДУ-49А. Двигатель на каток


Каток (машина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 февраля 2016; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 февраля 2016; проверки требуют 3 правки.

Като́к — машина, предназначенная для послойного уплотнения несвязных и малосвязных грунтов и оснований при постройке насыпей, дамб, дорожных оснований и других земляных сооружений на строительстве автомобильных дорог, аэродромов, гидротехнических сооружений.

ru.wikipedia.org

Tест-драйв Tatra T613 1984 — Дорожный каток ДУ-54 Сам себе дорога. Тест-драйвы на Колёсах

Автор: Евгений Каримов // Фото: Илья Давидович

Как и полагается передовому транспорту, каток не имеет привычного ключа зажигания. Двигатель заводится нажатием красной кнопки на рулевой колонке. Система бесключевого входа применяется на всех катках такого класса. Не доставая ничего из карманов, садимся за руль, жмём кнопку, едем.

Анекдот. Врезался «мерс» в стоящий каток. Приезжает ГАИ, сотрудник госавтоинспекции поговорил с владельцем иномарки, потом подходит к водителю катка: «Ну, рассказывай, как обгонял, как подрезал...»

Каток — машина почётная. Когда Иван Андреевич Крылов писал эти слова:

...тебе ль c Слоном возиться?Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идётВперёдИ лая твоего совсем не примечает—

катков не было, а сейчас по улицам не водят слонов. Но суть не меняется. На каток можно сигналить, фыркать прямотоком, материться и даже набраться смелости и подрезать его. Но дистанцию с ним держать необходимо. Мало ли что, вдруг водитель катка отвлечётся на окружающий мир да не заметит «шахматиста». И станет участок асфальта иного цвета. Так что пусть каток едет по своим делам, никого не трогая. Ведь колёса большие, тяжёлые и, что главное, очень твёрдые. Чистый металл!

Не смотрите на габариты катка, пусть и небольшие, они не скроют всей мощи и силы транспорта

Знакомство с катком ДУ-54 началось с вопроса: а где тормоз?

— Вон видишь, рычаг? — показывает владелец катка на торчащую слева железяку. — Дёрни его назад, ну, каток и остановится.

Ясно, вроде не сложно. Что для начала движения эту железку нужно дёрнуть вперёд, догадался уже сам.

Сиденье хоть и велюровое, а не кожаное, но достаточно удобное. Жаль только, что от спинки мягкая часть отвалилась. Руль тоже традиционно перед водителем, привыкать к посадке не придётся

Кусок жигулёвского щитка приборов с деревянными вставками добавляет шарм интерьеру катка

Как и подобает современному транспортному средству, запуск двигателя катка осуществляется кнопкой

Посадка на водительское место возможна только с правой стороны. Каток для правостороннего движения? Бак с бензином, кстати, прямо за левой рукой водителя

Нажал кнопку стартера (о, push start, как-никак!) — не защищённый ничем, с порванным глушителем, карбюраторный жигулёвский мотор на чкаловских оборотах заревел позади меня. Педалей нет. Совсем нет. Что и как делать — не понятно. Зато есть тахометр (а точнее, даже полщитка приборов от ВАЗ-2106) чуть ниже колена, показывающий какие-то немыслимые для строительно-дорожной техники обороты коленвала типа 4 000 в минуту. Наугад, не представляя, что из этого получится, дёргаю торчащий из пола рычаг вперёд, и — о чудо! — каток поехал.

Рулевое колесо травмобезопасно. Обратите внимание, какой мягкий металл, видать, уже кто-то к нему приложился

Это и есть легендарный двигатель ВАЗ-2106, о котором когда-то мечтали миллионы наших сограждан

Это нехитрое приспособление полностью заменяет привычный всем акселератор

Полный вперёд, полный назад!

Скорость сумасшедшая, наверное меньше километра в час. Ещё никогда ни на одном автомобиле, даже с очень «заниженной» трансмиссией, не удавалось поддерживать такой темп. Тем не менее, каток ползёт. И даже слушается команд водителя. Если, к примеру, повернуть кривой и болтающийся руль, то каток изменит курс. Но желательно подготовить себя к тому, что чувствительность рулевого управления хуже, чем на привычных автомобилях. Глобально хуже! Следовательно, чтобы вписаться в поворот, баранку стоит крутить заранее, ускоренно и не на один полный оборот. А потом ждать, когда каток завершит манёвр. Ведь скорость метр в секунду — это очень большая нагрузка. Особенно на нервы водителя.

Брутальный облик катка вызывает уважение других участников дорожного движения. Все, как по сговору, стараются объехать его как можно дальше и быстрее. А то мало ли что... И тормозов-то у катка нет

Гремя всем корпусом, завывая жигулёвским мотором, каток трясётся на свежеуложенном асфальте, который я пытаюсь превратить в дорогу. Плавности хода никакой — подвески нет в принципе. Более того, так как каток вибрационный, то махина ещё и добавляет тряску. Короче, метров через 100 устал я от него, решил остановиться. Дёрнул железный рычаг, про который сказали: он, дескать, для остановки. Но вот же провокаторы, не предупредили, что тянуть железку надо нежно, до середины хода, а не от всей души, как сделал я. Каток на такое действие среагировал правильно, по его мнению, но совершенно нелогично — по моему. Он не остановился, а резко поехал назад. С той же сумасшедшей скоростью — примерно метр в секунду. Вот оно как! Для остановки рычаг надо передвинуть в центральное положение и ждать, когда каток остановится. Тормозной путь на удивление короткий — меньше метра. Вот она, современная технология, — почти мгновенная остановка даже при полном отсутствии тормозной системы. Да-да, тормозов нет.

Комфортабельность «салона»

Особых слов заслуживает место водителя. Кресло, конечно, маленькое и к тому же убитое годами эксплуатации — спинка и вовсе осталась без мягкой проставки. Но что больше всего понравилось, так это обзорность. Во-первых, водитель сидит высоко над дорогой, примерно на уровне двух метров от земли. Во-вторых, ему ничто не перекрывает обзор. Хотя недостаток есть — на катке отсутствуют зеркала заднего вида. Но повернуть голову назад, чтобы оценить дорожную обстановку, можно, да и времени, учитывая скорость, достаточно, чтобы понять, что водитель увидел сзади и какие действия предпринять.

Мчащийся по шоссе каток — незабываемое зрелище

Микроклимат водителя полностью зависит от погоды на улице. По этому параметру каток вплотную приблизился к элитным автомобилям с кузовами типа родстер или фаэтон, только вот крыши у нашего подопытного всё же не оказалось.

Что ещё роднит каток с дорогими машинами — безопасность. Даже при полном отсутствии аэрбэгов, наряду с различными электронными стабилизирующими системами, защиту водителя при ударе о каток среднестатистическим легковым автомобилем типа Daewoo Matiz можно считать отличной. А ведь тут даже ремней безопасности нет. Главное, крепче за баранку держаться, чтобы не вывалиться.

Сзади хорошо видна мощная силовая установка с прямоточным глушителем. При работе установки она не только видна, но и слышна. Далеко слышна!

Индустриальный стиль

Экстерьером катка с самого знакомства как-то никто не заинтересовался, поэтому о нём вспомнилось под самый конец нашего тест-драйва. Пару строк всё же написать стоит. Жёлтый гранёный кузов незамеченным не останется, это я вам гарантирую. Некоторым решениям позавидует и сам Джуджаро — только посмотрите, как исполнена передняя часть с круглой оптикой, посаженная в глубокие ниши передка. Индустриальный стиль! Затем колёсные арки. Прямоугольные формы в сочетании с радиусами — привет из восьмидесятых, но ведь всё новое — это всегда забытое старое. К тому же заднее колесо прикрыто металлическими отбойниками и стильным щитком с одной стороны — асимметрия! На этом монолитном фоне контрастно смотрится неприкрытый моторный отсек сзади. Там выглядывает грязный мотор, торчат шкивы, ремни и ржавый выхлоп. Заключить всю эту красоту под стекло, и получилось бы в духе знаменитых итальянских спорткаров, чёрт возьми!

Одно из преимуществ катка — стеклянные рассеиватели фар, которые не царапаются и отлично светят даже после многих лет эксплуатации

Качественный глушитель не только не забирает мощности мотора, но и не глушит его звук — верный признак высоких технологий

Особая конструкция колёс позволяет не только обойтись без дорогих покрышек, но и самому себе строить дорогу

Боковое размещение радиатора — ещё один признак родства катка с настоящими спортивными болидами

Специальные железки, закрывающие задние колёса, служат для уменьшения аэродинамических потерь. Разве нет?

Подытожим

нет тормозной системы

две передачи: вперёд и назад

большая фара заднего хода

Асфальтоукладочный каток — крепкое, безопасное, с минимальным тормозным путём транспортное средство. Неплохо бы подошёл для начинающих водителей, а параллельно и обществу можно было оказать услугу, укатывая дороги и тротуары. Что очень круто — открытый кузов. Уже это даёт возможность чувствовать себя за рулём катка как в кабриолете, который не спеша катится по автобану на Лазурном Берегу.

Вот она, машина мечты, — кабриолет с высочайшим уровнем пассивной безопасности

Понравилось:

Не понравилось:

  • отличная обзорностьС водительского места открывается великолепная панорама окружающего мира. Нет ни одной слепой зоны!
  • беспрецедентная безопасностьМощная защита водителя со всех сторон позволяет не беспокоиться по поводу безопасности. Да и скорость передвижения способствует этому.
  • отсутствие зависимости от дорогКатку дороги не нужны. Зачем? Он сам их себе сделает.
  • отсутствие комфортаКаток очень шумный, эргономика посредственная, да и защиты от непогоды никакой, даже если натянуть предусмотренный конструкцией тент над головой.
  • низкая тактическая дальностьУвы и ах, но, несмотря на всю прелесть катка, на нём практически невозможно отправиться в путешествие. Хотя по нашим дорогам только на катке и ездить...
  • непредсказуемое рулевое управлениеРуль катка живёт своей жизнью. Чтобы повернуть машину, необходимо думать далеко наперёд. Чтобы удержать каток на прямой, тоже надо постараться — техника всегда норовит уехать в сторону.

Вехи истории

История асфальтоукладочных катков в СССР началась в годы первых трудовых пятилеток. В 1930 году был создан трест дорожного машиностроения, в состав которого вошло 6 заводов: Онежский, Краснодарский, Рыбинский, Кременчугский, Николаевский и Одесский. На них организовали производство строительно-дорожной техники. Первый каток, он был прицепной, выпустили на Кременчугском заводе в 1930 году. А на следующий год Рыбинский завод начал производство первых моторных самоходных катков. Серийное производство стартовало в праздничный день — 1 Мая.

В 1932 году в СССР сделали 71 самоходный и 320 прицепных дорожных катков.

На XVII съезде партии было дано задание увеличить производство катков более чем в два раза. Началась специализация производства. Так, например, Кременчугский завод выпускал гладкие прицепные катки массой 3-5 тонн и кулачковые катки массой 4-7 тонн, а Рыбинский завод — три типа самоходных катков массой 2, 6 и 10-12 тонн.

В 1940 году производством строительных и дорожных машин занимались уже 25 машиностроительных заводов.

После Великой Отечественной войны производство катков расширили. В 1946 году их выпускали на 54 заводах. Всего за первую послевоенную пятилетку было изготовлено 8 868 дорожных катков.

В конце 50-х годов началось усовершенствование конструкции катков. На Рыбинском заводе в 1957 году был изготовлен вибрационный каток Д-422, потом появились Д-484 и Д-317Б. В начале 60-х годов впервые был применён гидростатический привод.

В период с 1976 по 1980 год в производство были введены новые катки с гидромеханическим приводом ДУ-51 и ДУ-48Б, а также комбинированный каток ДУ-52 с гидростатическим приводом. А в 1984 году в Калининграде на заводе «Стройдормаш» начался выпуск катка ДУ-54, который после многочисленных модернизаций дожил в производстве до наших дней и выпускается на нескольких предприятиях как на территории России, так и Беларуси.

Любопытные факты о катке

Первый в мире дорожный каток, тогда ещё с конной тягой, был описан Якобом Лойпольдом в 1725 году в своём шеститомном труде Theatrum machinarium.

В 1789 году впервые был применён металлический (чугунный) конный каток весом 3.5 тонны для укатки щебёночных россыпей при строительстве дорог.

Массовое применение конных катков началось в 1830 году, когда они были использованы при постройке шоссейных дорог.

Первый в мире самоходный дорожный каток был изготовлен в 1902 году в Англии. Каток имел массу 16 т и приводился в движение керосиновым двигателем мощностью 25 л.с.

Гамма моторов

На каток ДУ-54 устанавливали в разные периоды производства большое количество двигателей, начиная с отечественных карбюраторных и заканчивая иностранными, например Honda. На экземпляре, который тестировали мы, двигатель от автомобиля ВАЗ-2106. Этот мотор был имплантирован в каток самостоятельно руками слесарей из ДЭУ.

Дела трансмиссионные

На катке есть рычаг, который можно передвинуть вперёд, и тогда каток будет ехать вперёд, назад — тогда каток поедет задним ходом. Других особенностей в трансмиссии нет. Впрочем, как и нет нейтральной передачи.

Шасси автомобиля

Каток имеет два очень широких металлических колеса: одно — спереди, другое — сзади. Подвеска отсутствует как таковая. Перемещение переднего колеса происходит в вертикальной плоскости.

О безопасности

Ни одно издание, равно как и ни один исследовательский центр, не решились провести полноценный краш-тест катка ДУ-54. Были высказаны многие причины отказа, например бетонный барьер может не выдержать удара или направляющие пути будут раздавлены катками. Но наиболее вероятная причина — на полигоне не смогли разогнать каток до положенной на тесте скорости 64 км/ч. Но даже если бы и сумели достичь такой скорости, то не получили бы гарантии, что каток остановится в нужном месте. А строить дополнительные дороги из материала, полученного от разрушенных стен корпусов, у испытателей желания нет.

Технические характеристики ДУ-54

Транспортное средство каток
Модель ДУ-54
Производство Калининград
Год выпуска не установлен
Кузов рамный
Количество дверей 0
Количество мест 1
Двигатель
Модель ВАЗ-2106
Тип бензиновый рядный
Расположение сзади поперечно
Система питания карбюратор
Число цилиндров/клапанов 4/8
Рабочий объём, см куб. 1 580
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин 80 (59)/6 000
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 129/4 000
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 6
Время разгона до 100 км/ч, с бесконечно
Трансмиссия
Привод на заднее колесо
Коробка передач бесступенчатая
Подвеска
Передняя зависимая, без упругих элементов
Задняя зависимая, без упругих элементов
Тормоза
Передние отсутствуют
Задние отсутствуют
Размеры и вес
Клиренс, мм 200
Длина/ширина/высота, мм 2 800/1 100/2 000
Колёсная база, мм 1 800
Шины отсутствуют
Снаряжённая масса, кг 1 300
Полная масса, кг 2 500
Расход топлива
Смешанный цикл, л/ч км 5
Объём топливного бака, л 15

 

kolesa.kz

Каток Hamm HD 110 – устройство и технические характеристики

Каток Hamm HD 110 – это специальная техника, используемая при дорожных работах, для уплотнения грунта, асфальта, щебня и земляного полотна, как на небольших участках, так и на автострадах.

Тандемные катки Hamm HD 110 гарантируют эффективное уплотнение асфальтобетонных слоев дорожной одежды и основания. Их необычный дизайн обеспечивает полный круговой обзор из кабины.

Каток Hamm HD 110

Двухвальцовый каток Hamm HD 110 оснащен 136-сильным дизельным двигателем Deutz. Уплотнение дорожного покрытия осуществляется с использованием пятиступенчатого вибрационного механизма VIBROMATIC. Агрегат оборудован специальным ножом для обрезки кромок и формования углов дорожек.

Каток Hamm HD 110 обеспечит следующие преимущества при ведении работ:

  • качественное уплотнение грунта достигается за счет использования тандемных сочлененных вальцов с вибрационной системой;
  • хороший обзор из кабины и мощная осветительная система дают возможность вести работы в любое время суток;
  • небольшой угол поворота (всего 3 900 мм) позволяет выполнять работы на ограниченных участках;
  • прекрасная компоновка и грамотное распределение масс позволяют работать на участках со значительным уклоном поверхности;
  • благодаря маятниковому шарнирному сочленению нивелируются неровности уплотняемого грунта;
  • антивибрационная подвеска и объемный резервуар для воды обеспечивают длительную непрерывную работу техники и водителя.

Особенности катка Hamm HD 110

Особенности катка Hamm HD 110

Дизельный двигатель с высокой производительностью и низким уровнем шума.

Спринклерная система с 2 водяными насосами, форсунки распыления видимые с сиденья водителя.

Сиденье водителя, в том числе рулевое колесо и приборная панель поворачивается и перемещается.

Хороший обзор поверхности барабана, его внешнего края и рабочей поверхности.

Гидростатический привод на все колеса для езды под горку.

Технические характеристики Hamm HD 110

Общая длина, мм 4600
Общая ширина, мм 1810
Максимальная рабочая ширина, мм 1780
Общая высота с ROPS, мм 3050
База, мм 3400
Дорожный просвет, середина, мм 330
Внутренний радиус поворота, мм 3961
Рабочий вес, кг 10540
Средняя нагрузка на ось, спереди / сзади, кг 5300 / 5240
Средняя статическая линейная нагрузка, спереди / сзади, кг/см 31,5 / 31,2
Двигатель 4-x цилиндровый дизель,DEUTZ, мощность по 95кВт / 129 л.с.
Объем топливного бака, л 185
Тип привода гидростатический, на передний и задний валец
Преодоление уклона, без/с вибрацией, % 40 / 30
Макс. скорость движения, км/ч 14,8
Тип управления шарнирное сочленение
Привод управления гидростатический
Угол поворота / качания полурам, град 39 / 10
Вибровалец передний+задний
Тип привода гидростатический
Частота, Гц 42 / 50
Амплитуда, мм 0,81 / 0,47
Центробежная сила, кН 117 / 97
Водяной бак, л 900
Гидравлический бак, л 55

Видео обзор катка Hamm HD 110

tpscom.ru

Компоновка катка ДУ-49А — Мегаобучалка

 

Каток ДУ-49А имеет жесткорамную конструкцию. Основными узлами катка являются рама, подмоторная рама, двигатель, коробка передач, рычаги управления, редуктор, передние и задний вальцы, топливная и гидравлическая системы. Размещение узлов и агрегатов катка представлено на рис. 11.9.

 

 

Рис. 11.9. Общий вид катка ДУ-49А:

1 - рама; 2 - устройство для очистки и смачивания вальцов; 3 - гидроцилиндр;

4 - топливный бак; 5 - кнопка; 6 - тент; 7 - рычаг управления катком;

8 - двигатель; 9 - подмоторная рама; 10 - коробка передач; 11 - редуктор;

12 - задний валец; 13 - средний валец; 14 - дополнительный валец

 

Рама представляет собой сварную конструкцию из листового фасонного проката и стального литья, на которой смонтированы все узлы и механизмы катка.

Уплотнение покрытия производится вальцами, которые одновременно являются ходовой частью катка.

Задний валец ведущий, два передних ведомые. В вальцах предусмотрены специальные ёмкости для заполнения балластом. В качестве балласта применяется песок с водой.

Ведущий валец представляет собой сварную конструкцию из листового проката и стального литья. На одной из литых ступиц закреплена бортовая шестерня, находящаяся в зацеплении с цилиндрической шестерней редуктора. Валец вращается на конических подшипниках, установленных на оси, которая закреплена на опорах, установленных на раме катка.

Средний валец представляет собой сварную конструкцию из листового проката и состоит из двух секций, которые вращаются вокруг неподвижной оси на конических роликоподшипниках. Такая конструкция дает возможность поворота вальцов и предотвращает сдвиг уплотняемого материала. Ось вальца неподвижно закреплена в опорах рамки болтами. Рамка вальца жестко связана с рамой катка через вилку и шкворень, который установлен на конических подшипниках.

 

Работа катка ДУ-49А

 

Для достижения безволновой укатки покрытий дорожного полотна на катке установлен дополнительный валец. Конструкция его аналогична конструкции среднего вальца.

Силовая установка катка ДУ-49Б предназначена для преобразования тепловой энергии используемого для работы топлива в механическую энергию коленчатого вала двигателя. Кинематическая схема катка приведена на рис. 11.10.

 

Рис. 11.10. Кинематическая схема катка ДУ-49А:

1 - двигатель; 2 - коробка передач; 3 - карданный вал; 4 - бортовой редуктор;

5 - ведущий валец

В агрегатах трансмиссии получаемый от двигателя крутящий момент преобразуется по величине и направлению, передается для привода рабочих органов катка и вспомогательного оборудования.

Двигатель закреплен на подмоторной раме с помощью кронштейнов. Крутящий момент от двигателя передается к ведущему вальцу через силовую передачу, состоящую из гидромеханической коробки передач карданного вала и бортового двухступенчатого редуктора, который через бортовую шестерню непосредственно связан с ведущим вальцом.

Коробка передач гидромеханическая. Она закреплена на подмоторной раме болтами с помощью двух опор, с бортовым редуктором соединена карданным валом.

Наличие гидротрансформатора является отличительной особенностью трансмиссии катка. Гидротрансформатор (рис. 11.11) предназначен для бесступенчатого увеличения крутящего момента, передаваемого от двигателя на трансмиссию катка, и предохранения двигателя от перегрузок при возникновении циркуляции мощности, реактивных моментов в агрегатах трансмиссии и резком изменении сил сопротивления движению катка во время его работы.

 

 
 
Рис. 11.11. Гидротрансформатор: 1 - ведущий вал; 2 - корпус; 3 - насосное колесо; 4 - турбинное колесо; 5 - уплотнитель; 6 - ведомый вал  

 

Гидротрансформаторы относятся к гидродинамическим передачам, принцип действия которых основан на отсутствии жесткой связи между ведущими и ведомыми элементами. Передача крутящего момента происходит в результате гидродинамического взаимодействия между насосным и турбинным колесами гидротрансформатора посредством рабочей жидкости, имеющей определенные вязкостные свойства.

Бортовой редуктор двухступенчатый цилиндрический служит для передачи крутящего момента от коробки передач на ведущий валец.

Поворот катка осуществляется гидроцилиндром через рычаги, установленные на шкворне ведомых вальцов.

Каток имеет рычаги управления двигателем, коробкой передач, тормозом и поворотом вальцов. Все рычаги управления сосредоточены на рабочем месте машиниста. Для контроля за работой катка имеются контрольные приборы, размещенные на щитке приборов.

Самоходный каток с изменёнными параметрами вибрации ДУ-62 предназначен для послойного уплотнения предварительно спланированных насыпных грунтов, гравийно-щебенчатых материалов на строительстве дорог, аэродромов и гидротехнических сооружений при температуре окружающей среды от -10 до +400С.

Каток ДУ-62 (рис. 11.12) с изменяемыми параметрами вибрации представляет собой самоходную машину с шарнирно сочлененной ходовой частью, приводимую в движение двигателем внутреннего сгорания и гидрообъемной трансмиссией. В состав ходовой части катка входят следующие основные агрегаты: вибрационный валец с полурамой и полурама заднего моста с пневмоколесами.

Рама силового агрегата и полурама вибровальца соединены шарнирным сочленением с вертикальной осью, расположенной на равном расстоянии от осей пневмоколес и вибровальца.

Рама представляет собой жесткую сварную металлоконструкцию из листового и фасонного проката. На ней монтируются узлы механизма катка. Внутренние полости рамы образуют два блока - гидробак и топливный, к которому крепится шарнир сочленения.

На наружных поверхностях рамы имеются крышки, закрывающие окна, предназначенные для доступа к аккумуляторам, пневмосистеме, электропроводке. Подмоторная рама крепится на основной раме в четырех точках через резинометаллические амортизаторы. Шарнир сочленения монтируется в двух проушинах, приваренных к раме силового агрегата. Вращение шарнира вокруг горизонтальной оси необходимо при наезде вибровальца на неровности уплотняемой поверхности. Вертикальная ось шарнира служит для поворота катка при движении. Угол поворота вправо и влево составляет по 350.

Рабочим уплотняющим органом катка является жесткий металлический вибровалец, в котором смонтирован вибровозбудитель. Вибровалец имеет изменяемые параметры вибрации. Рама вибровальца сварной конструкции.

На катке установлен двухчастотный регулируемый вибровозбудитель, состоящий из двух пар дебалансов. Изменяя направление потока рабочей жидкости, в гидросистеме работы вибратора, дебалансы автоматически поворачиваются относительно друг друга на угол до 1300, при этом вынуждающая сила уменьшается до 110 кН.

Пневмосистема катка служит для включения блокировки заднего моста и накачки шин.

Система электрооборудования катка однопроводная. Источником электроэнергии на катке является генератор. Каток оборудован проблесковым маячком.

Кабина двухместная со стеклоочистителями, с местами для установки термоса, аптечки, вешалкой для одежды. Сиденье моториста полужесткое с подушкой и спинкой с регулировкой по массе и высоте.

Передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам осуществляется через узлы и агрегаты гидрообъемной трансмиссии.

Силовая установка включает в себя двигатель А-01М с радиатором и глушителем, раздаточный редуктор, два аксиально-поршневых регулируемых насоса, два шестеренных насоса и механизм управления насосами. Силовая установка выполнена в одном жестком блоке и монтируется на подмоторной раме в трех точках.

 
 

 

Рис. 11.12. Общий вид катка ДУ-62:

1 – редуктор; 2 - установка заднего моста; 3 - силовая установка; 4 - облицовка;

5 - топливная система; 6, 7 – пневмооборудование; 8 - установка электрооборудования; 9 - управление двигателем; 10 - управление насосами; 11 - основание кабины; 12 - рулевое управление; 13 - шарнир сочленения; 14 - разводка гидропривода; 15 - вибровалец; 16 - рама вибровальца

 

Главная передача, дифференциальный механизм и полуоси объединены в общий картер и составляют ведущий мост.

Работа катка ДУ-62

 

Вращение коленчатого вала двигателя через муфту сцепления передается на ведущую шестерню первичного вала раздаточного редуктора. От шестерни первичного вала крутящий момент передается на шестерню, связанную через зубчатые муфты с регулируемым насосом, обеспечивающим работу гидрообъемного привода трансмиссии, вибровальца и вибровозбудителя. Гидрообъемный привод обеспечивает бесступенчатое изменение скорости движение катка и его плавное реверсирование.

Статическое давление рабочей жидкости от гидронасоса по гидромагистралям передается на гидромотор привода одноступенчатого цилиндрического редуктора, от него на карданный вал и планерный редуктор заднего моста. От этого же насоса крутящий момент передается на гидромотор конического редуктора привода вибровальца. Гидромотор привода конического редуктора установлен соосно с валом вибровозбудителя.

От гидронасоса жидкость поступает в гидравлический контур привода рулевого управления. Рулевой привод включает в себя два рулевых колеса, две рулевые колонки, гидроруль, два гидроцилиндра, предохранительный клапан и цепную передачу.

Механизм управления катком расположен в зоне рабочего места моториста. Управление реверсированием и движением катка осуществляется одним рычагом, связанным через систему рычагов со штоками гидроусилителей регулируемых насосов. Управление тормозом гидравлическое, производится через гидрораспределитель.

Гидросистема катка включает два силовых контура с закрытой циркуляцией рабочей жидкости и рулевое управление. Каждый силовой контур имеет регулируемый насос с гидроусилителем управления и клапанной коробкой, предназначенной для подпитки, обмена рабочей жидкости в контуре и предохранения насоса от перегрузки. Управление насосами механическое и осуществляется одним рычагом.

Гидролинии регулируемого насоса в транспортном положении постоянно подключены к гидромотору привода заднего моста. В рабочем положении к насосу подключается также гидромотор привода хода вибровальца с помощью распределителя. Насос соединен с гидромотором привода вибровозбудителя.

В фильтрах гидросистемы применены фильтроэлементы «Реготмас».

 

megaobuchalka.ru

Моторный каток

 

АВТОРСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИ(ОПИСАНИЕ моторного катка.

К авторскому свидетельству E. H. Васильева, заявленному 20 августа

1935 года (спр. о перв. ¹ 175100).

О выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 августа 1936 года.

Известны катки для укатывания грунта, -например, дорог, действие которых основано на толчках или вибрациях, получаемых под влиянием неуравновешенной центробежной силы. В предлагаемом моторном катке, состоящем из пустотелых барабанов, с целью создания вибрационных усилий, применена система грузов, установленных на оси барабанов с возможностью свободного вращения относительно оси помощью двигателя.

На чертеже фиг. 1 изображает схематический вид катка сбоку и фиг. 2— вид в разрезе барабанов катка.

На оси 1 свободно насажены пустотелые барабаны 2. Внутри барабанов на эту же ось насажены неуравновешенные грузы 3, которые могут свободно вращаться относительно оси помощью двигателя 4 через шестерни б, 7, из коих шестерня 6 закрейлена на оси двигателя 4, а шестерня 7 сидит на оси 1 и таким образом сочленена с грузами 3.

Грузы каждого барабана соединены друг с другом при помощи квадратных выступов, заходящих в углубления соседнего груза.

При вращении барабанов грузы 3 развивают неуравновешенные центробежные силы, которые создают толчки, передающиеся через барабаны на грунт.

С целью изменения величины вибрационных усилий грузы 3 установлены съемным образом на оси.

Поступательное движение катка может быть осуществлено либо ручным передвижением его, либо механическим путем от двигателя 4 при помощи следующей передачи. На оси двигателя 4 кроме шестерен б, приводящих в движение грузы 3, насажены шестерни 5, которые находятся в зацеплении с шестернями 8, закрепленными на валиках 24, вращающихся в подшипниках стоек 23. На этих же валиках 24 закреплены шкивы 9, которые связаны ременной или иной передачей с шкивами 10, насаженными на свободно вращающейся оси 25. На этой оси насажены также шестерни 11, которые находятся в зацеплении с шестернями 12, прикрепленными к внутреннему борту баоабанов Z.

Помимо рабочих шкивов 9 и 10 имеются рядом сидящие с ними шкивы холостые, благодаря чему возможно остановить перемещение катка или производить торможение на поворотах, выключая из вращения тот или друго" барабан. Для моториста самодвижущегося катка прицепляется к последнему при помощи дышла 20 тележка 21 с сиденьем 22.

Применение вибрационных усилий для укатывания грунта имеет те преимущества, что вместо применения нескольких обычных катков разной мощФиг/ ности имеется только один каток, в котором сменой величины грузов можно получить различную величину вибрационного усилия. Каток требует по сравнению с обычными значительно меньшего по мощности мотора для получения такой же силы давления на грунт, что уменьшает расход горючих материалов.

В виду несложной конструкции катка и легкого веса самого катка он приобретает портативность, что значительно уменьшает транспортные и другие расходы. Если число оборотов мотора привести в резонанс с числом колебаний самой системы катка, то можно достигнуть уплотнения щебенчатой или грунтовой коры на более значительную толщину, чем это дает обычный каток, действующий силой тяжести.

П редм ет изобретен ия.

1. Моторный каток с применением пустотелых барабанов с размещенныик внутри последних вибрационными устройствами, отличающийся тем, что для создания вибрационных усилий на катке применены системы неуравновешенных грузов 3, установленных на оси барабанов с возможностью свободного вращения относительно оси помощью двигателя 4.

2. Моторный каток по и. 1, отличающийся тем, что, с целью изменения величины получаемых вибрационных усилий, грузы 3 установлены съемным образом.

Тир. „Печатаний Труд". Зак. 6316 — 466

  

www.findpatent.ru

машина для уплотнения различных видов покрытия.

Каток – специальная машина, которая уплотняет различные виды покрытия. Это может быть грунт, асфальт, щебень, песок и другие слои используемых материалов. Без катков невозможно бы было прокладывать новые автомагистрали, строить идеально ровные асфальтовые площадки различного назначения.

Немного истории о катках

Первые устройства – трамбовщики были мало похожи на каток в современном значении. Это были цилиндры, вылитые из чугуна. Их как плуг таскали лошади. Таким способом еще в XVIII веке пытались выравнивать поверхность.

Естественно, первый каток грунтовый был произведен не в царской России. Имеется в виду настоящий самоходный механизм, ведь металлические и деревянные катки, запряженные лошадьми, для выравнивания поверхности мостовых использовались на Руси уже давно.

Вибрационный комбинированный каток ДУ-84 Производитель: Раскат Масса, кг: 14000 Марка двигателя: Д-260.1.386 Мощность двигателя, кВт: 109 Ширина уплотняемой полосы, мм.: 2000

В конце XIX века несколькими английскими фирмами поставлялись паровые катки, весом от 12 до 18 тонн. В силу своей громоздкости, огромной массы и чрезвычайно высокой цены в России они были не слишком популярны. Для прокладки путей сообщения были закуплены 18 катков, работающие по всем округам. Уже в 1902 году на Коломенском заводе по эскизам братьев Гейслер был выпущен первый паровой каток отечественного производства.

Кроме паровых машин, в 1920 году был разработан первый в мире кулачковый каток, используемый в основном для мерзлого и вязкого грунта. Как каток дорожный кулачковый механизм не стал популярным, тем более на смену пришли моторные катки – более современные самоходные механизмы.

Керосин, нефть, газ – на чем только не пытались заставить ездить каток изобретатели разных стран. Наиболее продуктивными оказались двигатели внутреннего сгорания, работающие на очищенной нефти. Царские властители использовали больше дармовую силу своих крестьян, заставляя их вручную прокладывать дороги, поэтому после революции стало понятно, что острая нехватка техники приводит к плохому путевому сообщению между городами и округами.

Уже в 1925 году началось массовое строительство дорог с асфальтовым покрытием. Благодаря особому режиму социалистического строя, скорее с помощью ручного, чем механического труда, были налажены дороги между главными городами и столицами СССР. Строительство дорог возобновилось с новой силой после окончания ВОВ.

Каток XCMG XS-142 14 тонн. Каток XS 142 оборудован вальцом диаметром 1523мм на передней части. Сзади располагается пневмошинный привод. Общий вес машины достигает 14 тонн, из которых 7 приходятся на сам валец. При этом показатель ширина вальца равняется 2,13м.

Катки в современности

Современный асфальтоукладчик по способу передвижения может быть самоходным или прицепным. По способу воздействия на поверхность – статическим или вибрационным. Каток может иметь малую массу, а может весить более 100 тонн. Сверхтяжелые катки используются редко – для выравнивания покрытий, где чрезвычайно важно, чтобы поверхность была надежной и гладкой, например, на взлетных полосах аэродромов.

Спецтехника с различного вида вальцами позволяет подготовить или сделать завершающие этапы работы на любых покрытиях. Кулачковые катки сейчас применяются для грунтового уплотнения: благодаря небольшим выступам, барабан сначала разрыхляет до однородного состояния почву, а потом ее тщательно уплотняет. Машина с гладкими вальцами выполняет последний этап работ – трамбовку асфальта.

Именно благодаря современному оборудованию и различной спецтехнике города стремительно разрастаются вширь, а скоростные трассы соединяют между собой города, предоставляя возможность водителям преодолевать большие расстояния за считанные часы. Современный дорожный каток – необходимый инструмент в борьбе с бездорожьем.

auto-fleet.ru

Каток (машина) Википедия

Като́к — машина, предназначенная для послойного уплотнения несвязных и малосвязных грунтов и оснований при постройке насыпей, дамб, дорожных оснований и других земляных сооружений на строительстве автомобильных дорог, аэродромов, гидротехнических сооружений.

Устройство

Рабочим органом катка являются колеса и/или валец  — цилиндр, расположенный вместо колеса или колёс. Своей массой каток сдавливает уплотняемое вещество.

Каток имеет ведущий валец, к нему подаётся крутящий момент от двигателя, и ведомый — он, как правило, является направляющим. Привод ведущих вальцов — у большинства катков механический , но на современных машинах гидравлический, это связано с увеличением надежности гидравлики, удобством управления машиной, которое обеспечивает гидротрансмиссия, и компактностью гидропривода, но в основном тем, что практически все современные катки являются вибрационными, с гидроприводом вибратора, и в системе рулевого управления так же используется гидропривод, таким образом при использовании гидропривода и на колесах достигается оптимизация конструкции.

Виды катков

По способу передвижения катки делятся на прицепные и самоходные.

  • Прицепные катки для передвижения используют энергию тягача (человека, лошади, трактора, или другого транспортного средства).
  • Самоходные катки оснащены собственным двигателем, приводящим колеса или вальцы в движение.

По количеству осей катки делятся на одно-, двух- и трехосные.

По количеству вальцов на одно- двух- и трёхвальцовые..

По виду воздействия на уплотняемый материал катки делятся на статические и вибрационные.

  • Статические катки уплотняют материал, сдавливая его собственным весом. Этот тип катков когда-то был наиболее распространен, но в настоящее время стал редким, будучи вытесненным более компактными и легкими вибрационными катками. В то же время необходимость в статических катках сохраняется, поскольку их можно применять для уплотнения там, где вибрация не приемлема, например, для уплотнения на эстакадах и мостах. Также статические катки после себя оставляют более "гладкую" поверхность, в связи с чем их используют для уплотнения особо важных поверхностей.
  • Вибрационные катки оснащены специальным устройством — вибратором, который представляет собой вращающийся груз со смещенным относительно оси вращения центром масс, что создает мощную вибрацию. За счет вибрации при существенно меньшей массе, по сравнению со статическим катком, вибрационный каток обладает большим уплотняющим воздействием. Однако вибрационный каток не позволяет создать идеально ровную поверхность, оставляя после себя "волны" на уплотняемом материале, и его динамические нагрузки способны повредить основу уплотняемой поверхности.

По виду вальцов катки бывают: с гладкими вальцами, кулачковыми, решетчатыми, пневмоколесными:

  • Катки с гладкими вальцами представляют собой машины с гладкими широкими металлическими колесами. Обычно применяется для асфальтоукладочных работ, из-за того, что на выходе даёт ровную площадку;
  • Кулачковые катки отличаются тем, что покрыты кулачками — небольшими выступами. При укатке кулачки проникают в грунт, разбивают комья и перемешивают его, улучшая уплотнение. Эффективны для работы с рыхлым грунтом;
  • Решетчатые катки оснащены вальцами с поверхностью из решётки. Используется для трамбовки различных грунтов. При прохождении по неоднородному грунту крупные комки дробятся, что увеличивает уплотняемость;
  • Пневмоколесные катки вместо вальцов оснащены собранными в пакеты колесами с пневматическими шинами. Из-за наличия промежутков между пневматическими шинами их ставят так, чтобы колеи задних колёс перекрывали колеи передних;
  • Комбинированные катки представляют собой комбинацию вышеперечисленных катков, например, передний валец — гладкий, а задний — пневмоколёсный).

Кроме того, катки делятся по массе от ручных (менее 1 тонны) до тяжёлых (более 16 тонн) и даже сверхтяжелых (массой до 100 тонн и более).

Для грунта глубина трамбовки может, для различных конструкций, колебаться от 20—30 см до 150—160 см.

Современные дорожные катки способны развивать скорость до 14 км/ч, но для большинства максимальная скорость — 2—5 км/ч.

Памятники

  • В Рыбинске на улице Труда у Завода асфальтовых катков «Раскат» установлен первый отечественный моторный каток «МКК», выпущенный в 1931 году.

Литература

  • Васильев А. А. Дорожные машины. Учебник для автомобильно-дорожных техникумов. Москва. Машиностроение. 1987 г. 500 с.
  • Дорожно-строительные машины. Мигляченко В. П., Сергеев П. Г., М.: «Лесная промышленность», 1978. 288 с.
  • Клюсс Г. А., Таненбаум А. С. Катки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • В. А. Мейнерт, А. Т. Шмаков, "Дорожно-строительные машины издание третье" Москва. Издательство "Транспорт". 1968 г.
  • А. А. Васильев, И. А. Васильев, Б. Н. Пруссак, М. М. Урусов «Дорожно-строительные машины. Справочник» Москва. Машиностроение.1977 г.
  • В аниме и манге JoJo’s Bizarre Adventure главный антагонист - Дио использует каток, что бы нанести завершающий удар по Джотаро.

См. также

wikiredia.ru